Вступление Петра I в Тарки. 1722 г. Художник Франц Алексеевич Рубо
Вскоре после триумфального окончания многолетней Северной войны (1700–1721) со Швецией Петр смог обратить свой взор на восток. Из-за значительного расширения Персией в начале XVIII столетия пределов подвластных ей территорий на север большая часть акватории Каспийского моря стала принадлежать ей, а ее флот превратился практически в единоличного хозяина морских просторов. Целью военного похода в Персию было восстановление издавна существовавшего торгового пути из Индии и Центральной Азии в Европу. России, по землям которой в случае успеха предприятия пролегла бы значительная часть купеческой «трассы», ее эксплуатация сулила очень неплохие барыши, что было бы весьма кстати для оскудевшей из-за долгой войны казны. Кроме того, в геополитических планах Петра маячил выход созданной им империи к Индии с ее сказочными богатствами.
Разведывательные по своей сути картографические (К. Верден, Ф. Соймонов) и дипломатические экспедиции (А. Бекович-Черкасский, А.П. Волынский, И. Ори) на Каспий и в Персию были предприняты еще во время затянувшейся войны со Швецией. В итоге к началу похода против Персии, лежавшей на пути к заветной Индии, Россия, окрыленная викториями Северной войны, подошла если не во всеоружии, то тщательно и основательно подготовленной. Был учтен печальный опыт Прутского похода, едва не стоившего жизни самому Петру I, а попавшей в окружение армии — уничтожения.
Поводом к Персидскому походу стало убийство, избиение и ограбление на гигантскую по тем временам сумму в полмиллиона рублей русских купцов в Шемахе, которая была оплотом персов в Ширване, воинами захватившего город лезгинского правителя Дауд-бека. Отметим, что инцидент случился в канун подписания победного Ништадтского мира со Швецией. В начале следующего года внешнеполитический пазл сложился для России идеально: законный правитель Персии из династии Сефевидов шах Султан Хусейн был свергнут афганскими племенами, а наследник престола Тахмасп II был вынужден в результате скитаться по прикаспийским степям. Выступая под знаменем восстановления законной власти в Персии, Россия одновременно стремилась не допустить чрезмерного усиления в Закавказье Османской империи, активно пытавшейся (благодаря протурецкой ориентации лезгинских правителей) отхватить свой кусок политического пирога.
В середине мая 1722 года из Московского Кремля Петр торжественно выступил на войну с басурманами. Через десять дней основные силы русского войска собрались при слиянии Москвы-реки с Окой. Здесь с воинством простились провожавшие его женщины и свита, а к Петру присоединились его сподвижники — флотоводец Ф.М. Апраксин, дипломат П.А. Толстой, а также супруга Екатерина Алексеевна. Отсюда, из Коломны 24 мая 1722 года и начался уже собственно военный Персидский поход. Огромное войско во главе с императором двинулось пешим и водным путем вниз по Оке и Волге в направлении Каспийского моря. По пути к нему присоединились сагитированные Петром украинские и донские казаки, калмыки, кабардинцы и армяне. Стоит отметить, что большая часть народов Кавказа заняла в отношении этого похода пророссийскую позицию.
Итогом двухлетней военной кампании стал заключенный в 1723 году в Петербурге мирный договор с Персией. По его условиям российские владения значительно расширились: страна получила не только завоеванные в ходе похода города Дербент, Решт и Баку с окрестностями, но и персидские провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад. В результате Россия стала владелицей почти всего юго-западного побережья Каспия. В следующем году территориальные приобретения империи в Прикаспии признала Порта.
Стоит особо подчеркнуть, что столь значительное расширение российской державы в этом регионе стало максимальным за всю историю империи, хотя и совсем недолгим. По прошествии немногим более десятилетия, в годы правления племянницы Петра Анны Иоанновны, Россия возвратила Персии все полученные в ходе Каспийского похода прикаспийские владения. Стать полной хозяйкой Каспия наша страна смогла лишь на короткий срок в годы Великой Отечественной войны (по май 1946 года включительно), когда СССР ввел свои войска на север Ирана, дабы исключить возможность захвата этого стратегического и богатого нефтью региона сторонниками европейских фашистов и нацистов.