Белорусские националисты распространяют исторические мифы с целью утвердить антирусскую идентичность белорусов и отдалиться от России. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассмотрел один из таких конструктов, согласно которому Беларусь пошла от Полоцкого княжества народа кривичей. В продолжении разберем мифы националистов о том, что белорусы — не славяне, а Беларусь — это Литва.
Белорусы — балты
Этот миф появился сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. Отправной точкой для него могли послужить изыскания советского археолога Валентина Седова, изучавшего роль «балтского субстрата» в этногенезе восточных славян. В частности, выраженные балтские влияния были обнаружены в археологической культуре тех же кривичей. Это и стало основанием для утверждения, что на самом деле белорусы — это этнические балты, перешедшие на славянский язык.
Балтский миф удобен для проведения жесткой границы между белорусами и другими восточными славянами и для исключения белорусов из «общерусского» контекста.
В современной Беларуси главными популяризаторами балтского мифа стали весьма плодовитый автор многочисленных псевдоисторических сочинений Анатолий Тарас, а также Вадим Деружинский, издатель желтой газеты «Секретные исследования», которая специализируется на псевдонаучных «сенсациях».
То, что расселение славян на территории современной Беларуси сопровождалось вытеснением и ассимиляцией более раннего балтского населения, известно давно. В Беларуси много топонимов и гидронимов балтского происхождения, нередки и белорусские фамилии с балтскими корнями. Правда, помимо балтского, присутствует также влияние и финно-угорского субстрата, особенно в северных областях.
Балтские влияния не являются отличительной чертой исключительно Беларуси. Когда-то балтские племена были распространены по всему северо-западу Русской равнины.
Немало балтских топонимов встречается и на территории России (в частности, подмосковный город Можайск), а балтское племя голядь проживало на территоии Московского государства еще в XV веке. По некоторым версиям, и само название Москва имеет балтское происхождение (литовское племя голядь когда-то проживало в т.ч. и в нынешних пределах Москвы и в столице до сих пор сохранились топонимы связанные с этим племенем, например, речка Голяданка...Прим. RUSFACT. RU)
Так что при желании балтский миф можно развернуть как аргумент в пользу братства белорусов и русских.
Любопытно, что белорусские национальные деятели начала ХХ века были склонны акцентировать как раз чистоту славянского происхождения белорусов в сравнении с русскими и украинцами. В таком духе выдержана публицистика белорусского поэта М. Богдановича или исторические сочинения М.В. Довнар-Запольского. Более того, по их мнению, именно белорусы лучше других восточных славян сохранили культурное наследие Древней Руси.
Можно сказать, что любимый президентом Беларуси Александром Лукашенко лозунг «белорусы — это русские со знаком качества» был придуман уже тогда.
Современным белорусским национализмом эти идеи, однако, не востребованы.
Белорусы — это литвины, а Беларусь — Литва
Это, пожалуй, самый популярный белорусский национальный миф, который сводится к тому, что Великое княжество Литовское было белорусским национальным государством, а «истинное» имя белорусов — литвины.
Главной проблемой литвинского мифа в Беларуси является «кража» исторического наследия ВКЛ современными литовцами.
Впрочем, в рамках балтского мифа эта проблема легко решаема, ведь с этой точки зрения белорусы и литовцы — два родственных балтских этноса, союз между которыми естественен.
Однако далеко не все поклонники литвинства соглашаются с таким подходом, выдвигая разного рода версии о славянском происхождении этнонима Литва — например, от названия западнославянского племени лютичей.
Появление литвинского мифа обусловлено многозначностью понятия Литвы и порождаемой этим путаницей. Действительно, в период ВКЛ это понятие могло использоваться в нескольких значениях:
1) Литва как обозначение балтского этноса и территории его проживания;
2) Литва как обозначение государства и всей совокупности его подданных;
3) Литва как обозначение «столичного» региона вокруг Вильны.
К этому следует добавить, что жесткой границы между Русью и Литвой в границах ВКЛ действительно не было, и на их стыке формировалась обширная диффузная зона со смешанным населениям и сложными процессами взаимных влияний и ассимиляции.
Литвинский миф построен на многочисленных искажениях, упрощениях и натяжках, игнорирует «русскую» идентичность восточнославянских подданных ВКЛ и поэтому с легкостью разбивается даже при поверхностном чтении исторических источников и литературы.
Поэтому некоторые «литвины» в конечном счете отказываются от отождествления с Литвой всей современной Беларуси. По их мнению, Литва — это исторический регион, расположенный на северо-западе современной Беларуси и возникший в результате сложного взаимодействия между белорусами, литовцами и поляками. Они считают, что именно этот регион может претендовать на полноправное наследование традициям древней Литвы.
В начале 2000-х годов популярное в тот период издание «Белорусская деловая газета» опубликовало ряд статей с призывом трансформировать Беларусь в федерацию двух регионов — Литвании и Белой Руси.
По мнению авторов, именно Литвания является носителем истинно европейской идентичности, в противовес восточным регионам, подверженным «азиатским» русским влияниям, и для защиты и возрождения литвинской идентичности региону нужна автономия.
Историк Алесь Белый также исходит из представления о Беларуси как о двусоставной стране, включающей «литвинское меньшинство» и «белорусское большинство». Однако он выступает исключительно за культурную, а не политическую автономию «литвинского меньшинства» и мирное сосуществование с белорусами — наследниками «русской» традиции.
Наконец, нельзя не вспомнить ажиотаж в кругах белорусских националистов по поводу Вейшнории — выдуманной страны в сценарии военных учений «Запад-2017», контуры которой приблизительно совпадали с той самой «исторической Литвой» на северо-западе Беларуси.
Появление таких автономистских ноток может говорить о разочаровании части белорусских «литвинов» в перспективах переформатирования сознания всех белорусов. Поэтому они пытаются создать для себя базу в том регионе, который в наибольшей степени соответствует их идеологическим представлениям.
С другой стороны, белорусским националистам очень не хватает своего «региона базирования», подобного украинской Галичине, откуда они могли бы вести наступление на остальную страну, и создание на северо-западе Беларуси «исторической Литвы» вполне отвечает этим целям.
Всеволод Шимов