Когда вы или ваши близкие последний раз что-то приобретали через соцсети? Уверены, это было не так давно — в 2018 году россияне без сожалений просадили 591 млрд рублей, отправив их продавцам из «Одноклассников», «ВКонтакте» и «Инстаграма». Обычно наши сограждане берут обувь, одежду и товары для детей. А расплачиваются зачастую через интернет-банкинг, либо внутри платёжной системы, которая уже встроена в платформу. У «Одноклассников» для этих целей есть «ВсеПлатежи», у «ВКонтакте» — VK Pay. Аналогичный сервис прикрутили и к Instagram — правда, им пользуется лишь 9% покупателей из этой сети.
Вот он — торговый рай для потребителей, продавцов… и мошенников. Рассказываем, почему так происходит — и как не стать жертвой аферы.
Люди жалуются, как их облапошили. Например, очень популярна такая схема. Сперва просят перевести деньги через встроенную «платёжку». Но едва проходит первая сумма, покупателя тут же уговаривают продублировать транзакцию. Зачем? Якобы, чтобы подтвердить получение первого перевода. Таким образом воришка удваивает куш и делает ручкой.
Так фальшивый аккаунт IKEA из «ВКонтакте» выманил средства у девушки. В похожей ситуации оказалась и другая жертва — она купила через VK Pay букет цветов для мамы. «Флористы» попросили повторить платёж, а затем пытались выведать данные банковской карты. Потерпев неудачу, они заблокировали покупательницу. Цветы, естественно, не отправили. Схожее мошенничество процветает и на других площадках: в «Одноклассниках» не дождались зимней куртки, а в Instagram — украшений.
И таких жалоб — сотни. Конечно, это не самые большие суммы: речь идёт о двух-пяти тысячах рублей. Однако испорченное настроение иной раз стоит гораздо дороже. Но если обманутых так много, почему никто ничего не делает?
Администрации соцсетей реагируют, но выдают примерно один и тот же ответ. Если вкратце, им очень жаль пострадавших. Но ничего поделать они не могут: ни перевод отменить, ни раскрыть имён злоумышленников. Да и вообще ответственности не несут — её перекладывают на полицию. В сети «ВК» даже ссылку на онлайн-сервис МВД любезно оставили. «Одноклассники» тоже разводит руками: аккуратнее, мол, надо быть, когда по интернетам рыщут великие комбинаторы.
При этом вычислить негодяя не так просто. Жулики с просторов соцстей хоть и не Викторы Люстиги, но тоже понимают, что недоверчивый покупатель может и проверить подноготную. Поэтому даже самый нерадивый воришка наверняка сделает «домашку» и подготовится к проверке. В разговоре с 4PDA адвокат Юрий Обертас отметил: «Чаще всего аккаунты в социальных сетях очень хорошо оформлены. Имеют якобы подписчиков и обратную связь, ответы на вопросы, широкий товарный выбор». При этом стаж работы компании ни о чём не говорит. К слову, как и хвалебные отзывы — они могут быть фейком.
А от честных комментариев легко избавиться. В сети полным-полно агентств по управлению репутацией: трудолюбивые профи быстро сотрут из сети негатив любой давности. Арсений Катков, основатель международной группы Reputation.Earth, как-то рассказывал 4PDA, что «удалить можно всё — главное, узнать мотивацию». Примечательно, что действуют такие организации открыто, ведь перед законом они чисты — просто берут деньги за удаление негативного отзыва.
С мошенниками должна бороться полиция. Но не всё так просто.
Аферисты действуют быстро. Молниеносно выводят большую часть денег на другую карту, пока жертва не спохватилась и не пожаловалась администрации или в банк. Так и расстаются с кровно нажитыми. О возможности вернуть средства мы расспросили члена Адвокатской палаты города Москвы Константина Кудряшова. Выяснилось, что если ущерб меньше 2500 рублей, вариантов почти нет:
Вернуть можно при условии возбуждения уголовного дела. Порог уголовной ответственности и при обычном мошенничестве, и при мошенничестве с использованием электронных средств платежа (по статье 159 и ст. 159.3 УК РФ) составляет 2500 рублей. Если вас обманули на меньшую сумму, можно не тратить время даже на написание заявления и дачу объяснений в полиции.
Константин Кудряшов, адвокат, член Адвокатской палаты г. Москвы.
Шансы возрастают при сумме более 5000 рублей. Эти дела, уточняет Константин Кудряшов, уже ведут следователи. Обвиняемым грозит лишение свободы на срок до пяти лет. Такие перспективы делают мошенников более сговорчивыми: «Вам возместят всё и даже больше — чего не сделаешь, чтобы не отправляться в тюрьму», — говорит эксперт.
Вот только за 73% заказов пользователи отдают в среднем по 3000 рублей или того меньше. А средний чек покупки в соцсетях составляет и вовсе 1500 рублей. Эта сумма, по словам Игоря Бедерова, создателя компании «Интернет-розыск», подпадает под категорию незначительного ущерба. Из-за неё копья ломать не будут.
Ни полиция, ни соцсети не побегут искать мошенников, укравших у вас 1500-3000 рублей. Остаётся одно — внимательно изучать страницу продавца. Проверяйте данные продавца, кем бы он ни был. Если это физическое лицо, то пусть предоставляет вам паспортные и контактные данные, юридическое — полный комплект необходимых документов. Нет? Ну на нет и суда нет.
Помимо проверки документов, хорошенько пройдитесь по профилю. Подключив внутреннюю Нэнси Дрю, обратите внимание на количество подписчиков и стаж компании. Внимательно прочитайте отзывы и, чтоб уж наверняка, свяжитесь с автором одного из них. Разведайте, как ему в этом магазине покупалось. На всякий случай загляните в группы с контактами обманщиков. А ещё, подсказывает нам адвокат Юрий Обертас, осмотрите ценники.
Если за продукцию просят копейки, а цена одной вещи не превышает 5 тысяч рублей, есть повод насторожиться. Связано это с тем, что в 2016 году Федеральным законом № 323-ФЗ были внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Чтобы были основания для возбуждения уголовного дела, необходимо, чтобы размер причинённого ущерба был значительным, крупным или особо крупным. Значительный ущерб гражданину должен составлять минимум 5000 рублей.
И помните: всегда лучше перестраховаться. Что-то смущает? Тогда откажитесь от покупки — наверняка в паре кликов есть проверенный продавец, который предложит те же условия.