Датское издание «Weekendsavisen» публикует на своих страницах материал самого известного и наиболее уважаемого журналиста, публициста и писателя Петера Хармсена (Peter Harmsen) о решающей роли Советского Союза в победе на фашистской Германией и милитаристской Японией во Второй мировой войне.
Хармсен — магистр общественных наук, специалист по русскому языку. Проработал 20 лет в Восточной Азии, сотрудничал с «Франс-пресс», «Блумберг» и «Файненшл таймс». Автор двух книг о китайской истории: «Шанхай 1937: Сталинград на Янцзы» и «Нанкин 1937: Битва за обреченный город».
Цитата автора:
«Мы часто забываем, что немцев во Второй мировой войне разбил Советский Союз. 75-я годовщина вторжения в Нормандию отмечается со всей помпой, а наступление, случившееся почти тогда же, но на Восточном фронте — к тому же гораздо более масштабное — игнорируется».
Писатель рассказывает о том, что осле Второй мировой войны американские военные, во время допроса пленных немецких офицеров, предлагали им перечислить все кампании, в которых они успели поучаствовать вплоть до капитуляции нацистской Германии в мае 1945 года.
Генерал-майор Петер фон дер Грёбен поведал о самом сокрушительном и разгромном ударе за всю войну:
«Самым разрушительным ударом всех мировых войн, которые вела Германия за всю свою историю, является советская операция «Багратион». С конца июня до конца августа Красная Армия уничтожила во время своего наступления целую группу немецких армий, освободила Белоруссию, и нанесла нам самое страшное поражение за всю историю».
Название «Багратион» операция получила в честь прославленного русского генерала отличившегося во время войны России с Францией Наполеона.
Писатель огорчен тем, что это великая историческая веха военной истории остается в Европе замолчанной и безвестной. Чтоб показать масштабы поражения немецких войск, датский журналист приводит один небольшой эпизод войны.
Цитата одного из участников операции «Багратион» советского солдата Николая Литвина:
«Наше подразделение уничтожило немецкую колонну из 10 тысяч солдат, прорывавшуюся с боями на запад. Силы противника двигались шеренгами шириной от 100 до 120 метров, растянувшись до километра. Мы поставили перед колонной батарею противотанковых орудий из двенадцати пушек и открыли огонь. Сквозь наши ряды прорвались от силы 1,5 тысячи немцев. На месте колонны остались тысячи убитых и тяжелораненых».
Автор сравнивает участие войск союзников в Нормандии и участие советских солдат в боях с гитлеровцами.
По его словам, действия на севере Франции шли трудно, но события на Восточном фронте оказались еще более кровавыми.
В операции «Багратион» участвовали 2,5 миллиона советских солдат. Нормандии сосредоточились всего 326 тысяч солдат союзников. Немецких солдат в Советской Белоруссии было втрое больше, чем на севере Франции. Потери на Восточном фронте были огромны. Во время операции «Багратион» Советская Армия потеряла до 750 тысяч солдат убитыми, ранеными и без вести пропавшими.
Высадка в Нормандии обошлась союзникам в 200 тысяч раненых и убитых.
Писатель негодует по поводу позиции Запада:
«Одна лишь статистика дает понять, какая из битв объективно крупнее и важнее. Но если верить западным СМИ, все было с точностью до наоборот: во всяком случае, 75-я годовщина высадки союзников в Нормандии широко отмечалась по всем правилам. Хвалу последним ветеранам воздали по праву. И насколько оглушительной была тишина вокруг операции «Багратион»! И так случается во всякую годовщину судьбоносных событий июля 1944: о Нормандии — всё, о Красной Армии — ничего».
Хармсен подчеркивает, что исход войны с Германией решился на Восточном фронте. Именно Советская Армия нанесла решающие поражения гитлеровской Германии. Три четверти немецких потерь во Второй мировой приходятся на кампанию против СССР. Несмотря на помощь со стороны американского капитала, победа СССР над нацистской Германией не может быть умалена либо принижена. Тяжелейшие потери Советского Союза в войне несоизмеримы с потерями союзников.
Согласен с датским журналистом и Дэвид Стейхел, военный историк из Университета Нового Южного Уэльса в Канберре и признанный автор книг о советско-германской войне.
Он считает, что предвзятое отношение к СССР во многом сложилось благодаря естественному интересу Запада к собственному участию во Второй мировой. В качестве примера, Стейхел приводит в пример бои в североафриканской пустыне. В массовом сознании стран-участниц (Великобритания, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия и Индия) им отводится непропорционально большое значение. Фигура командующего немецким корпусом в Африке генерал Эрвина Роммеля до сих пор овеяна мифами.
Цитата Стейхеля:
«Но люди, как правило, не знают, что под командованием Роммеля в 1941 и 1942 годах ни разу не было более трех дивизий, а это максимум 50 тысяч человек. На Восточном же фронте против СССР Германия развернула 150 дивизий, то есть 3 миллиона. Это ошеломительные цифры, и нетрудно понять, почему русские считают, что их вклад в победу решающий и более весомый, и не допускают искажения истории Западом».
По словам военного историка, Западу было неловко признавать, что главная Победа в 1945 году по праву принадлежит «врагу за железным занавесом». То же самое справедливо и для войны на Тихоокеанском театре.
Стейхель подчеркивает, что сегодня на Западе лучше осведомлены о войне на Восточном фронте, чем всего одно поколение назад, но знаниями о советских подвигах могут похвастать лишь те, кто регулярно читает военно-историческую литературу. В общем и целом картина осталась прежней.
Могу лишь всем посоветовать чаще ходить в библиотеку и изучать исторические факты и документы о Великих Победах наших славных ветеранов войны, а не забивать себе голову ложью из интернет-помойки.
Низкий поклон Красной Армии и Советскому Народу за подаренную всем нам страну и жизнь!
Владимир Карасёв, специально для News Front