После бегства с берегов Оки Ахмат попытается восстановить власть над Москвой, но потерпит неудачу. Картина А. Кившенко «Иван III демонстративно разрывает грамоту хана Ахмата».
Деятельность Ивана III, направленная на объединение русских земель под властью Москвы, стала одной из причин роста напряжённости между Русью и Ордой. После присоединения Ярославского княжества Иван III направил войско в Новгородскую республику, где усилились антимосковские тенденции, и стала доминировать партия, ориентированная на католическую Литву.
Новгородским оппозиционерам удалось достигнуть договорённостей с королём польским и великим князем литовским Казимиром IV, а он в свою очередь получил признание на Новгород со стороны Ахмата, хана Большой Орды. Получая ярлык от правителя могущественного ханства, проводившего политику консолидации разрозненных татарских государств, в вассальном подчинении которого находилось Московское княжество, Казимир преследовал свои цели. Стратегического ослабления Москвы Литва предполагала делать чужими руками.
Поэтому вмешательство в новгородские дела и поражение, которое Иван III нанёс новгородскому ополчению в битве на реке Шелонь, было расценено правителем Большой Орды как нарушение воли сюзерена, и Ахмат решил наказать непокорного вассала. Другим важным поводом для вторжения на Русь стала невыплата дани. Из духовных и договорных грамот Ивана III видно, что он принципиально отказывался платить дань ордынцам.
В июле 1472 года правящий хан Большой Орды лично возглавил поход на Русь, что говорит о большом недовольстве Ахматом действиями Ивана III. После Батыева нашествия лишь Тохтамыш в 1382 году лично водил на Русь армию. Появление огромного войска ордынцев в русских пределах (дома Ахмат оставил «лишь старых, больных и малых детей») застало московские власти врасплох. Но начавшая формироваться система порубежной защиты даже в этих условиях сработала. Против ордынцев были отправлены коломенская дружина с воеводой Фёдором Хромым, к ним присоединились отряды Данилы Холмского и Ивана Стриги Оболенского, псковского наместника.
29 июля татары осадили городок Алексин (ныне Тульская область), население которого, по словам Сергея Соловьева «храбро оборонялись и погибли много татар». Но после того как у обороняющихся закончились даже стрелы, город был взят и сожжён. Московские отряды с противоположного берега могли прийти на помощь защитникам Алексина, но чтобы не утратить важных позиций, остались на месте.
Двухдневная героическая оборона позволила подтянуть к Оке основные силы русских: отряды удельных князей и великокняжеские рати. Именно они отразили все попытки противника форсировать реку. Войско хана Ахмата напуганное, сверкающими доспехами многочисленного русского воинства, не желая вступать в генеральное сражение, ушло в степи. Другим фактором, повлиявшим на решение Ахмата, стала полученная разведкой кочевников информация, что союзники русских касимовские татары готовят поход на ставку хана в верховьях Дона. На самом деле русские пустили дезинформацию, но Ахмат, помня о недавнем набеге на Сарай вятчан, поверил в реальность нападения.
Летописец называет поспешное отступление ордынского войска бескровной «победой» и «избавлением» русских: «…Избави Господь род христианский от нахождения безбожных агарян…»
Для Руси победа в трёхдневном «стоянии» на Оке позволила великому князю Ивану III Васильевичу продолжить труды по созиданию единого государства. Окончательное освобождение Руси от Орды также совершится малой кровью, хан Ахмат отступит от войска Ивана III после знаменитого стояния на Угре.
Доктор исторических наук Антон Горский, профессор кафедры истории России до XIX века исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.
Стояния на Оке как такового не было, все события происходили в течение трёх дней и Ахмат быстро отступил. На Угре кампания была более масштабной, войска противостояли около двух месяцев. И ордынская армия была более подготовленной, чем в первом походе. Поэтому ей уделено больше места. Но современники стояние на Угре называют только «избавлением», в то время как события 1472 года – и «победой», и «избавлением». Но в принципе это одна цепочка событий.