Максим КОНОНЕНКО
Французский философ Жан Бодрийяр еще в семидесятых годах прошлого века считал, что современное общество утратило связь с реальностью. Что символический обмен заменил материальное производство, а прогресс сменился регрессом. Жан Бодрияр умер в марте 2007 года. За полгода до этого началась открытая регистрация на Facebook. А через три месяца после ухода провидца начались продажи первой версии Apple iPhone.
И что же мы видим теперь, через годы?
Ученые университета Лас Американ в Эквадоре провели эксперимент с почти двумя тысячами пользоватей Facebook из Техаса. Часть испытуемых не заходила в социальную сеть в течение целой недели. Остальные продолжали ей пользоваться. После чего выяснилось, что у отказавшихся от Facebook улучшилась продуктивность и снизился уровень депрессии. Они стали совершать меньше необдуманных покупок, меньше есть и потреблять меньше новостей.
В это же время ученые из штата Аризона проводили исследование, в результате которого они хотели выяснить: вызывают ли смартфоны депрессию. Или, наоборот — люди, у которых уже есть депрессия, склонный пользоваться смартфонами больше других. Я полагаю, драматургию вы уже разгадали. Действительно, оказалось, что использование смартфонов вызывает депрессию. Без смартфона зависимые люди испытывают беспокойство. А с ним в руках они забывают обо всем вокруг, в результате чего тратят время впустую, не достигают поставленных целей и забывают об ощущении счастья.
Ну ладно, — скажете вы, — эквадорские и аризонские ученые наверняка ничем не лучше британских. Ну что же, вот вам решение Американской психиатрической ассоциации. Которая официально заявила о формализации понятия «сэлфитис», которое теперь определяется как, цитирую: «обсессивно-компульсивное желание сфотографировать самого себя и выложить фото в социальных медиа как способ восполнить недостаток самоуважения и заполнить пробел в близости».
Степеней у расстройства, как водится, три. Первая, самая легкая — это желание фотографировать себя как минимум три раза в день, но не выкладывать это в социальные сети. Вторая степень подразумевает те же самые три фотографии в день, но уже с публикацией. А третья, самая тяжкая — неконтролируемое желание фотографировать себя и выкладывать все это в сеть не менее, чем шесть раз в день.
То есть, получается, что Бодрийяр был прав, еще почти полвека назад предсказав, что нет никакого прогресса в создании того, что позволяет абстрагироваться от реального мира. И iPhone с Facebook, сколь бы они ни были высокотехнологичны, на самом деле не двигают нас вперед. А возвращают назад, в пещеры.
Где нас ждет лишенная будущего Грета Тунберг — девочка, не оставляющая углеродного следа.