"Любое высказывание, бросающее вызов национальному суверенитету и социальной стабильности страны, не входит в сферу свободы слова", — прокомментировала китайская государственная телекомпания CCTV это решение. В результате НБА может лишиться 1,5 миллиарда долларов — такова сумма контракта с Пекином.
К тому же неделю назад американцы включили в санкционный список крупнейшую китайскую шиппинговую компанию Cosco — якобы за покупку и транспортировку иранской нефти. Это, как и новые 15-процентные пошлины на товары из КНР объемом 300 миллиардов долларов, введенные в начале сентября, не добавляет оптимизма по поводу перспектив нового торгового договора между Вашингтоном и Пекином.
"Проиграют все"
Некоторые эксперты призывают не паниковать и напоминают о цикличности мировой экономики: после спада начинается рост. Другие же уточняют, что тут есть два варианта: плавное снижение, за которым следует постепенный подъем, или резкий спад, сопровождающийся затяжным системным кризисом.
В МВФ уверены, что сейчас более вероятен второй сценарий. К этому подталкивает рекордный объем мирового долга, достигший почти 250 триллионов долларов — втрое больше глобального ВВП.
Особенно опасны долги компаний. По словам Кристалины Георгиевой, в случае серьезного спада экономики корпоративный долг, сопряженный с риском дефолта, повысится до 19 триллионов долларов, или почти до 40 процентов совокупного долга в восьми ведущих экономиках. То есть без масштабных и очень дорогих программ господдержки обанкротится почти половина самого крупного мирового бизнеса.
Только в США, согласно опубликованному летом отчету американского федрезерва, за 2018-й задолженность наиболее закредитованных предприятий выросла на 20 процентов — до 1,1 триллиона долларов. Вместе с тем доля их займов в общей корпоративной кредитной массе превысила пиковый показатель предкризисного 2007-го.
"Большой объем потенциально плохого долга может усугубить ситуацию по мере ее развития, спровоцировав кризис недоверия и сформировав тем самым негативную экономическую спираль. Особенное опасение у меня вызывает большой "бесплатный" долг с отрицательной ставкой, который продолжает пользоваться спросом", — рассказал инвестиционный менеджер "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин в беседе с РИА Новости.
Что будет с Россией
На России, вовлеченной в глобальные экономические процессы, замедление мировой экономики тоже скажется. По прогнозу Всемирного банка, темпы роста ВВП страны в этом году составят один процент вместо ожидавшихся 1,2 процента, а в следующем — 1,7 вместо 1,8 процента. Это связано с замедлением промышленной активности из-за обязательств по сокращению нефтедобычи ОПЕК.
Эксперты уверены, что в кризисные годы нефтяные доходы России снизятся, — обычно в такой ситуации развивающиеся экономики сокращают импорт энергоресурсов из-за спада промышленного производства. Сама нефть, скорее всего, не сильно упадет в цене: чтобы избежать чересчур высокого предложения на мировом топливном рынке, ведущие нефтедобывающие страны вновь договорятся о сокращении добычи.
Но даже в этих обстоятельствах России не грозит дефолт. Еще в начале лета чистый госдолг страны перешел в отрицательную зону: профицит правительственных средств на счетах ЦБ, коммерческих банков и в различных внебюджетных фондах достиг 1,36 триллиона рублей. Это значит, что даже после единовременного погашения всех долгов в распоряжении госструктур останется достаточно средств для выполнения всех обязательств перед населением.