Вчера Дания одобрила строительство газопровода "Северный поток — 2". Теперь препятствий для завершения проекта нет. В чем же была заминка и успеет ли это событие помочь нам в газовом торге с Украиной? Разберемся.
Балтийское море — относительно узкое, поэтому трубопроводы там в любом случае будут лежать либо в территориальных водах (примерно 22-километровая зона), либо в исключительной экономической зоне (около 370 километров от территориальных вод) одной из прибрежных стран. Напомним, что первоначальный вариант маршрута через Данию предполагал, что газопровод будет проходить именно через ее территориальные воды (как и первый "Северный поток"). Но разрешения на такой маршрут Копенгаген не давал, процесс затягивался, и в результате этот вариант участниками проекта был отозван и заменен на предложение прокладки трубы в исключительной экономической зоне Дании. Разница принципиальна. Здесь, в отличие от территориальных вод, согласно Конвенции по морскому праву, страна не может просто взять и отказать в прокладке газопровода. Тем не менее рассмотрение экологических рисков и других факторов никто не отменял. Тем более что альтернативных маршрутов в результате оказалось два. Словом, Дания тянула время, не отказывала, но и не продвигалась в своем решении.
И вот оно принято, газопровод пройдет практически по границе территориальных вод, к югу от острова Борнхольм.
При этом с самого начала было понятно, что газопровод "Северный поток — 2" будет построен. Слишком много уже инвестировано средств, в том числе и западными партнерами "Газпрома". Слишком нелишним будет дополнительный газовый коридор в нынешних реалиях, когда сколь-нибудь масштабные инвестиции хотя бы в ремонт украинской газотранспортной системы отсутствуют.
Зачем же с разрешением тянули раньше и почему согласились сейчас?
Здесь мы ненадолго вступаем в область версий. По всей видимости, отсутствие прогресса в строительстве газопровода "Северный поток — 2" в Европе рассматривалось как возможность давления на "Газпром" с тем, чтобы условия по новым транзитным договоренностям с Киевом (а эти договоренности — в той или иной степени — все равно будут нужны, вопрос только в объемах данного транзита) оказались максимально выгодны и комфортны для Украины.
Почему согласились сейчас? Сказать сложно. Может быть, появилось понимание, что собственная энергетическая безопасность важнее. Возможно, свою роль сыграло отношение нынешнего американского руководства и к Украине, и к самой Европе, что изменило традиционные взаимосвязи в треугольниках США — ЕС — Украина и США — ЕС — Россия.
Кроме того, здесь есть еще одно обстоятельство. В настоящее время Варшава планирует строительство газопровода Baltic Pipe, который будет доставлять в Польшу норвежский газ. Последний участок этого газопровода будет начинаться как раз в Дании и идти в Польшу. Как нетрудно заметить при взгляде на карту, он будет пересекать наши "Северный поток" и "Северный поток — 2". И без урегулирования ситуации с российским газопроводом начало строительства трубы в Польшу не имело бы смысла. При этом Варшава хотела бы завершить проект к 2022 году (окончание контракта с "Газпромом"), то есть времени остается не так много. (В скобках отметим, что общий объем норвежского газового экспорта не вырастет, а будет лишь его перераспределение в сторону Польши за счет других европейских импортеров, поэтому на суммарный спрос на российский газ в ЕС эта труба никак не повлияет.)
Таким образом, "антироссийский" польский газопровод косвенно помогает "Газпрому" быстрее построить "Северный поток — 2".
Успеют ли достроить "Северный поток — 2" до окончания действующего транзитного контракта (31 декабря 2019 года)? Рискнем предположить, что нет. Ранее руководство "Газпрома" сообщало, что газопровод готов более чем на 80%, а оставшийся участок можно завершить за пять недель. Но остается всего два месяца, а ведь есть еще какие-то организационные вопросы. И, разумеется, остаются пуско-наладочные работы, заполнение трубы газом, постепенный выход на проектную мощность. Словом, если и удастся достроить газопровод в срок, то это будет хоть и знаковое, но формальное событие, а не готовый к транспортировке в обход Украины маршрут.
Кроме того, нужно посмотреть, на какой стадии находится строительство сухопутного продолжения "Северного потока — 2" по территории Германии (газопровод EUGAL). Ранее сообщалось, что к 1 января 2020 года, вне зависимости от успехов "Северного потока — 2", только одна из двух ниток этого продолжения будет достроена.
Несмотря на все это, разрешение на строительство "Северного потока — 2" появилось очень вовремя. Именно потому, что, повторимся, это значительно усиливает переговорные позиции "Газпрома" в торге с "Нафтогазом". Тем более что российская монополия может согласиться практически на любые разумные ценовые условия (на коротком интервале это не так уж и важно), лишь бы заключить контракт сроком не больше чем на один год. В этих обстоятельствах требования "Нафтогаза" (только долгосрочный контракт) будут диссонировать с новыми общеевропейскими практиками. Перекрытие вентиля пока стоит рассматривать как маловероятный сценарий. Нужно ли ссориться и с Европой в отсутствие былой поддержки из-за океана?
Одновременно нужно понимать, что газовые отношения России с Украиной имеют право на существование даже при запуске всех транзитных газопроводов. Простой расчет показывает (обращаем внимание — это когда все трубы достроят): 110 миллиардов кубометров в год — мощность двух "Северных потоков", до 38 миллиардов — трубы через Белоруссию и 31,5 миллиарда — две нитки "Турецкого потока", "Голубой поток" — 16 миллиардов. В сумме — 196 миллиардов кубометров. Это на четыре миллиарда меньше "целевого" экспорта в Европу в 200 миллиардов (как было в прошлом году, в этом будет поменьше). Правда, в объемы экспорта в Европу сейчас попадает и газ, который в результате идет на Украину "по реверсу".
Но это в случае равномерной загрузки. На деле будут и неравномерности, и ремонтные работы на газопроводах, да и объемы экспорта "Газпром" хотел бы увеличить. Все это потребует сохранения украинского коридора в разумных пределах. Но одно дело — договариваться по транзиту для экспорта дополнительных объемов и другое — когда речь идет о выполнении экспортных контрактов.
Сейчас же у нас пока отсутствует сухопутное продолжение по территории Европы второй нитки "Турецкого потока" и не достроен "Северный поток — 2". Это значит, что в 2020 году сокращение объемов транзита через Украину будет незначительным (в первую очередь за счет прямой трубы в Турцию). "Нафтогаз" сможет заработать очередные два миллиарда.
Но в целом картина для всех трех готовящихся газопроводных проектов "Газпрома" складывается крайне удачно. На востоке заполнен топливом газопровод "Сила Сибири", по которому уже в декабре первый газ пойдет в Китай. На юге первая нитка "Турецкого потока" будет со следующего года доставлять газ в Турцию в обход Украины. На севере речь идет о нескольких месяцах до завершения СП-2. Биржевые котировки "Газпрома" вчера достигли значений, последний раз зафиксированных в 2008 году.
Александр Собко