(Фото: ZumaTASS)
«Тем, кто прибывает в Европу из охваченных войной стран, взрывы петард напоминают настоящие разрывы снарядов. А ведь многие из мигрантов страдают так называемым посттравматическим синдромом», — объясняет ситуацию врач-психолог Йоахим Бауэр из фрайбургского Медицинского университета. Но есть и другие причины такому поведению европейцев.
С одной стороны, это набравшие силу европейские мультикультурализм и толерантность. Люди готовы пожертвовать своими традиционными ценностями и отказаться в угоду мигрантам от новогодних елок и прочих атрибутов Рождества и Нового года. Даже самих этих понятий стараются уже избегать. По крайней мере, в Великобритании предлагают поздравлять друг друга с «Сезонным праздником» вместо пожелания счастливого Рождества или Нового года. А появление Санта Клауса теперь повсеместно стало неполиткорректным. С другой стороны, это страх, тайный или явный. Последний — это когда новогодние программы во многих городах отменяются или сокращаются из-за угрозы терактов (официальная отговорка — на торжества нет денег). А вот тайный страх возникает на бытовом уровне подсознательно. Причиной его становятся сообщения СМИ о массовых драках между мигрантами, преступлениях и правонарушениях с их участием. Но даже одно только поведение приезжих говорит само за себя: громкие голоса и вызывающие взгляды отнюдь не располагают к поздравлению даже с «Сезонным праздником».
Кроме того, что, например, могут пожелать на Новый год жители швейцарской деревни Хагенбух многодетной матери из Эритреи, которая вот уже три года живет за счет общины? Местные жители теперь платят повышенный налог, чтобы семейство могло получать дополнительно по несколько десятков евро в месяц. Понятно, что это отнюдь не создает у деревенских новогоднего настроения.
В этой связи показателен пример небольшого датского городка Коккедаль (пригорода Копенгагена), в котором большинство в местном муниципалитете еще три года назад досталось натурализированным мигрантам. Они-то и определили судьбу рождественской елки и вообще новогодних праздников. Большинством голосов (пять из девяти) мусульмане просто запретили торжества по случаю наступающего Рождества. Причиной якобы стала та самая отговорка о нехватке денег. И это при том, что тремя месяцами ранее их хватало на празднование Курбан-байрама за казенный счет. На Рождество же требовалось в десять раз меньше, но и таких средств не нашлось.
Рождественское противостояние
Ситуация с Рождеством в Коккедале получила широкий резонанс. Горожане решили собрать деньги на торжества с миру по нитке. Узнав о случившемся, свои услуги по оплате празднеств предложил бизнесмен Йонас Кристенсен. Но и его помощь отклонили: снова пять из девяти депутатов муниципалитета проголосовали против. Оказалось, что они уже принципиально не желают видеть на площадях ставшего для них родным города непонятную, по их мнению, новогоднюю символику, в том числе и елку.
По словам представителя муниципалитета Исмаила Местази, припертого к стенке «денежным» вопросом, дело вовсе не в средствах, а в том, что большинство горожан мусульмане. И он, как представитель этого большинства, выражает своим решением его волю. Да и сам не горит желанием принимать участие в организации чуждого ему христианского праздника.
После этих слов горожане выразили свое возмущение. Так что вскоре слова своего соплеменника пришлось дезавуировать руководителю пресс-службы Исламского сообщества Имре Шаху, который утверждал уже обратное. Дескать, Местази не может выражать мнения всех мусульман, которые настроены терпимо по отношению к католическому празднику, а елку нужно ставить на главной площади и вообще проводить торжества даже тогда, когда останется хотя бы один христианин, пожелавший отметить Рождество.
Но джин, что называется, уже выпущен из кувшина. Коренные жители, которых в городе всего 40%, не собирались так просто «сдавать» свои традиционные ценности. И во главе протестного движения встала бывший член администрации города Карин Леегард Хансен. Но и мусульмане не хотели уступать: прибывшую для съемки сюжета по приглашению Карин группу тележурналистов обвинили в неонацизме, а потом им и вовсе пригрозили неизвестные в черных масках, закидав камнями машину, на которой они приехали. Солидарность с коренными датчанами выразили жители соседних районов, однако митинг был разогнан толпой неизвестных.
Кончилось все тем, что елку все-таки установили, а администрацию района расформировали. Но и Карин Леегард Хансен была вынуждена выставить свой дом на продажу, в котором злоумышленники выбили стекла в окнах, и уехать с мужем из родного городка, в котором прожила почти тридцать лет: слишком откровенные угрозы звучали в ее адрес со стороны противников Рождества и елки.
С «Зимним удовольствием»!
Обо всей этой истории стало известно лишь потому, что она широко освещалась в СМИ. В большинстве же более мелких инцидентов европейцы стараются уступить и не провоцировать мигрантов. И в этом плане показателен пример этого года, когда в Европе повсеместно отменяют фейерверки и сокращают новогодние торжества. Тех же, кто пытается что-то возражать и высказывается в поддержку традиционных ценностей, тут же обвиняют в антимусульманских настроениях и даже преследуют по закону, штрафуя и приговаривая к тюремным срокам. В Германии в ответ на неполиткорректную фразу могут спросить у человека: «Вы фашист?».
Такая толерантность иногда доходит до странностей: в Брюсселе, например, три года назад решили не устраивать праздника Рождества, а елку на главной площади города заменили сооружением в виде телеэкранов с трансляцией зимних пейзажей. Сами же новогодние праздники так и назвали — «Зимнее удовольствие». Что только не сделаешь для беженцев, чтобы не оскорблять их религиозные чувства. А их, кстати, многое что смущает: например, христианская атрибутика. И вот уже правительство Словакии спешит убрать нимбы святых с изображений равноапостольных Кирилла и Мефодия на евромонетах, которые чеканят в Словакии. А епископ из Швеции Ева Брунне призывает снять с куполов «Церкви моряков» в Стокгольме кресты.
В свою очередь, сами мигранты уже собираются выступить с инициативой по отмене не только елки и Рождества, но и фестиваля пива Октоберфест в Германии, так как алкоголь оскорбляет их чувства. Мусульманин Мурад аль Муради уже опубликовал в СМИ открытое письмо по этому поводу.
Кстати, не празднуют Рождество и кое-где в Америке. В некоторых школах мигранты во втором и третьем поколении уже составляют большинство. И руководство учебных заведений, чтобы не «травмировать детей», отменяют торжества. Так произошло, например, в одной из бруклинских школ. Но не все до такой степени толерантны к мигрантам. Так, владелец одного из ресторанчиков развесил на стенах своего заведения примерно такое предупреждение: «Внимание! Это заведение политически некорректно, так как мы говорим „Счастливого Рождества!“ и „Боже, благослови Америку!“. Если вас это оскорбляет, вы можете уйти».
По крайней мере, тот, кому что-то не нравится, может в этом просто не участвовать, не смотреть и не слушать. Казалось бы, зачем же тогда приезжать в христианскую страну, если ее обычаи и религиозные ценности вас не устраивают? На родных просторах устанавливать свои порядки — дело святое, что и сделал в канун Нового 2016 года Султан Брунея, еще раз предупредив о запрете в своей стране публичного празднования Рождества. Но вот в чужой монастырь со своим уставом, наверное, приходить не стоит.