Президент США Дональд Трамп дал понять, что не будет отвечать военной агрессией на бомбардировку Ираном американских военных баз. Большая война на Ближнем Востоке откладывается, и разбор вооруженного конфликта Ирана и США ведет к очень неприятным для «подхрюкивающих сателлитов» США в Восточной Европе выводам.
Ставка тех же стран Балтии на то, что могущество «вашингтонского обкома» будет вечным, не оправдалась, и мир становится все более неприятным местом для американской клиентелы.
Вывод 1: США больше не мировой гегемон
Главное, что произошло в американо-иранском конфликте: США испугались ввязываться в войну, которую сами же провоцировали и разжигали. Убийство генерала Сулеймани вместо всеобщего энтузиазма, какой был в Вашингтоне после убийства Муаммара Каддафи, породило у американцев смятение и раскол. Реакцией на бомбардировку Ираном американских военных баз стали призывы к Трампу прекратить провокации и ввязывание Америку в новую большую войну.
В результате Соединенные Штаты впервые со времен осознания себя сверхдержавой официально отказались отвечать военным ударом на демонстративную агрессию против своих военных объектов. Мировой гегемон, которого можно безнаказанно колотить за беспредел на международной арене, больше не мировой гегемон. Иранцы устроили США показательную порку… и Трамп утерся.
Причем дело не в самом Трампе. Президента США к отказу от военного ответа подтолкнули как собственные избиратели, голосовавшие в 2016 году за Трампа-изоляциониста, так и злейшие враги — демократы, которые по инерции выступали за продолжение глобального доминирования, но в момент кризиса сочли, что использовать против Трампа изоляционистские настроения населения им будет выгоднее.
В США сформировался национальный консенсус: уходить из внешнего мира и заниматься внутренними проблемами. При всех масштабах раздрая и поляризации американского общества такое мнение в целом разделяют и республиканцы, и демократы. Америка — не волшебная фея и не джинн из бутылки, чтобы защищать по всему миру всевозможных союзников. Украина или Прибалтика будут решать свои проблемы самостоятельно.
Вывод 2: за союз с США придется платить кровью
Ожидаемое нежелание США воевать связано не с внезапно проснувшимся гуманизмом и миролюбием, а с внутриполитической конъюнктурой и осознанием высоких издержек. Это не означает, что американцы не будут вести войны в будущем.
Теряющие позиции великие державы, как правило, стараются вернуть их военными авантюрами и загодя разгромить набирающих силу претендентов. Вашингтон пока что пытается сдержать усиление Китая экономическими методами, но результата торговые войны не дают, и через несколько лет дело может дойти до полноценного вооруженного столкновения.
Проблема США в том, что в условиях потери абсолютного военного превосходства и укрепления в мире новых центров силы их войны будущего больше не будут веселой прогулкой. Другие страны не удастся уничтожить за пару месяцев бомбежками, как Югославию, и оккупировать за три недели, как Ирак. Американцев в Иране ли, Корее или Венесуэле будет ждать настоящая кровавая баня.
Вместе с американцами купаться в своей и чужой крови придется и союзникам по НАТО — в новых международных реалиях смысл существования НАТО для США именно в этом и состоит.
Дональд Трамп посвятил этому вопросу отдельную часть своего выступления о конфликте с Ираном. Трамп призвал НАТО играть более динамичную роль на Ближнем Востоке и активнее помогать США. Потому что какой смысл американским налогоплательщикам оплачивать защиту союзников по НАТО, если эти союзники не помогают Америке.
Если сейчас Вашингтон требует платить США за военный союз деньгами, то в будущем потребует платить кровью. Вы наши союзники? Тогда помогайте нам в наших войнах. Не хотите воевать? Тогда никакие вы нам не союзники — защищайте себя от «русской угрозы» сами.
Вывод 3: у России развязаны руки
Убийством генерала Сулеймани, с которого начался вооруженный конфликт с Ираном, США в очередной раз утвердили в мире право сильного. Американцы без суда и следствия, «по беспределу» уничтожили официального представителя одной страны на территории другой.
Касем Сулеймани не принадлежал к террористическим организациям, не был организатором терактов — он просто не нравился американцам, они вынесли ему приговор и ликвидировали безо всяких реверансов в отношении международного права. Теперь так можно.
Только раньше-то так можно было только США, а в условиях многополярного мира так можно всем, кто обладает достаточной силой и может не бояться «ответки». Для России как самой мощной в мире военной державы, гиперзвуковому оружию которой нечего противопоставить даже американцам, «лайфхак» от Дональда Трампа открывает поистине неограниченные возможности.
Кремль теперь может, к примеру, послать войска специального назначения в Литву и выкрасть для суда на территории России литовских судей и прокуроров, которые засудили советских военных по делу о столкновениях у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.
Вильнюс, конечно, будет орать из-за этого долго, громко и заполошно и даже заявит, что произошедшее является основанием объявить России войну. Но НАТО в полном составе выскажет по этому поводу лишь очень, очень глубокую озабоченность…
Александр Носович