Меня покрестили в 5 лет. Тайно. Т.е. таинство было проведено тайно. В том смысле, что в один прекрасный день бабушка, не сказав никому, куда мы направляемся, повезла меня в церковь и я приняла обряд крещения. Под чужой фамилией. Потому что мама была членом партии и, как объяснила мне бабуля, ей это может сильно навредить на работе…
Ещё через 5 лет наступил 91-й год и в церковь ринулись все те, кто ещё недавно обходил ее 10-й дорогой. Четко помню, как все наше бывшее украинское политбюро во главе с Кравчуком, торжественно держащее на уровне пуза горящие свечи и неуклюже крестившееся по случаю то ли Рождества, то ли Пасхи, отчаянно маскировало зевоту под попытку произнести молитву.
Именно тогда ходить в церковь стало модно. Самым крутым подарком стали считаться иконы. Никто не читал Библию, но все резко стали «верующими». Особенно рьяно некоторые «веровали», если на них были нацелены объективы телекамер. Но, несмотря на отчаянную показуху, многие так и остались безбожниками. Миллионы маленьких человеческих трагедий и одна большая трагедия некогда большой страны, случившаяся в 90-х — наглядное тому подтверждение…
Парадокс, но сейчас, когда нет нужды — ни скрывать свою веру в Бога, ни выставлять ее напоказ, — в определённых кругах она считается чудовищной архаикой. Путин в церкви на Рождество, освящение стратегически важных объектов, высказывания Патриарха, комментарии священников, строительство новых храмов, попытки дать в школах основы православия — все это тут же становится объектом критики и поводом для насмешек. Верующего человека тут же записывают или в мракобесы, или в умственно отсталые. Слово «скрепа» стало нарицательным. Духовность считается подозрительным недостатком. Попытка отстоять своё право на веру воспринимается, как посягательство на чьи-то свободы. Предложение упомянуть Бога в основном законе рассматривается, как диктат.
Почему? Потому что кто-то очень хочет, чтобы тема веры ушла глубоко в тень. А лучше — в подполье. Чтобы посещение храма стало постыдным. Чтобы упоминать о Боге боялись, опасаясь критики и насмешек. Чтобы священники подвергались остракизму. Чтобы в церквях стало пусто и тихо.
Чтобы верили лишь в Илона Маска, американский доллар и «прекрасную Россию будущего». В которой проповеди будут читать ссылаясь не на Писание, а на посты в Фейсбуке Госдепа США. В которых будет всего две заповеди: платить и каяться.
Юлия Витязева