10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе был выпущен первый серийный штурмовик Ил-2.
Идея создания самолёта возникла у авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина ещё в 1938 году. «Задача создания бронированного штурмовика трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело», – писал конструктор Сталину и Ворошилову. Предложение Ильюшина было тут же поддержано советским руководством.
С 1937 года Сергей Ильюшин занимал пост начальника Главного управления опытного самолетостроения в Наркомате обороны и одновременно был главным конструктором ОКБ завода № 39. Чтобы сосредоточиться над работой по созданию штурмовика, он попросил освободить его от должности в Наркомате. Над ним шутили: «Ильюшин вылетел из Главка на Ил-2».
Создатель Ил-2 авиаконструктор С.В. Ильюшин
Сергей Владимирович вспоминал: «Не сразу я приступил к проектированию штурмовика, готовился примерно три года. До деталей проанализировал уже созданные машины. Пришёл к убеждению: главное – наилучше сочетать вес, броню, оружие и скорость». Создание бронированного штурмовика стало возможным благодаря появлению новой марки бронестали АБ-1 и прозрачной брони для кабины лётчика.
Илюшин рассказывал, что на испытательном полигоне стоял непрерывный треск пулемётных очередей, которыми проверяли качество брони. Первый испытательный полёт нового самолёта прошёл 2 октября 1939 года под управлением Владимира Коккинаки. После доработки и исправления выявленных недостатков Ил-2 пошёл в серийное производство. В отличии от запланированного Ильюшиным двухместного самолёта, по настоянию военных началось производство одноместных.
К началу Великой Отечественной войны на вооружение поступило 249 штурмовиков Ил-2. Свой первый бой они приняли 27 июня 1941 года в составе 4-го штурмового авиационного полка под Бобруйском, где пятёрка штурмовиков нанесла удар по скоплению немецких танков и мотопехоты. Все штурмовики успешно вернулись домой, а фашисты были ошеломлены появлением у Советского Союза нового вооружения. Немцы прозвали Ил-2 «мясорубкой», «железным Густавом» или «чёрной смертью». Наши воины называли Ил-2 «горбатым» из-за характерной формы и колоссальной нагрузки, которую он выполнял во время войны.
Сборка Ил-2 на авиазаводе
После первого боевого крещения новых штурмовиков маршалы Шапошников и Ворошилов 1 июля 1941 года в своем докладе Сталину написали об Ил-2: «...наши бойцы и командиры от него в восторге. Убедительная просьба дать этих машин побольше...»
Эвакуация наших авиазаводов привела к снижению выпуска самолётов, и Сталин отправил двум директорам заводов на которых выпускался штурмовик Ил-2 телеграмму, в которой говорилось: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии... как воздух, как хлеб». Ил-2 был самым массовым военным самолётом. Всего за годы войны было выпущено около 36 тыс. Ил-2, а с 1945 года начался выпуск ещё одной модели – двухместного штурмовика Ил-10.
Главным недостатком одноместных штурмовиков было то, что в бою с вражескими истребителями некому было прикрывать самолёт сзади. И уже в 1942 году начался выпуск двухместных Ил-2, как и планировал Ильюшин.
Сталин умел признавать ошибки и оперативно исправлять их. В феврале 1942 года он вызвал Сергея Ильюшина в Кремль и сказал: «А ведь вы были правы. Вы сделали двухместный штурмовик Ил-2, а мы, не разобравшись как следует, по настоянию некоторых советчиков заставили переделать его в одноместный. Одноместные штурмовики требуют прикрытия и несут большие потери от атак истребителей с хвоста. Нужно немедленно вернуться к двухместной машине! Делайте что хотите, но чтобы конвейер не остановился!»
Появление двухместных штурмовиков вместо одноместных увеличило количество самолётовылетов с 9 до 53. Всего за годы войны было сбито 10759 Ил-2, погибли 7837 лётчиков-штурмовиков. Но эти самолёты доказали свою высокую эффективность и стали оружием Победы. За создание Ил-2 Сергей Ильюшин получил две Сталинских премии.
Летчик, командир эскадрильи штурмовиков Ил-2 Петров Е.Н. и воздушный стрелок Бродский Г.С. Калининский фронт, май 1943 г.
Советские лётчики высоко оценили новый штурмовик. Хотя из-за брони он был и не очень поворотливым, но зато имеющееся вооружение позволяло нанести огромный урон вражеским войскам. Ил-2 был оснащён двумя 23-мм пушками, тремя пулемётами, один из которых в двухместных самолётах находился у бортстрелка, восемью реактивными снарядами и 10 дистанционными авиационными гранатами для защиты задней полусферы. В противотанковых модификациях использовались 37-мм пушки.
Ил-2 обладал огромной живучестью и иногда добирался до аэродрома полуразрушенным. Командовавший дивизией штурмовиков Герой Советского Союза генерал-лейтенант Н.П. Каманин вспоминал: «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе – продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолёт все-таки садится на своём аэродроме».
Одним их характерных случаев необычайной устойчивости Ил-2 является письмо пилота Фёдора Борисова Сергею Ильюшину, в котором он благодарит конструктора: «... в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолете Ил-2 на крупный еловый лес, т.к. самолет был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолет носом ударился в землю. Броня также как и в бою, спасла мне жизнь. Бесконечно благодарен Вам за Ваш Ил-2…»
Звено Ил-2М в небе над Берлином, май 1945 года С первых дней войны новые штурмовики участвовали в защите Москвы, а затем в контрнаступлении, громили фашистов на Курской дуге и долетели до Берлина.
Также в тему...Только он не вернулся из боя...