Судя по валу комментариев под одной из прошлых статей о невероятной мощи Саудовской Аравии, количество верящих в непотопляемость Америки и их "союзников" в Персидском Заливе все еще превышает все разумные пределы.
Сколько было написано восторженных слов и напыщенных фраз про "Китай отказался от российской нефти" и "Трейдеры в Европе не смогли продать ни одной тонны нашей нефти" - судя по всему, под статьей собрался весь цвет экспертного сообщества в возрасте средних классов средней школы. Эксперты по всему с пеной у рта доказывали, что "Путин снова ошибся", "Саудиты сейчас всех нагнут" и "Американцы помогут саудитам, потому что напечатают для них много-много денег".
Последняя фраза особенно умиляет своей непробиваемо-альтернативной логикой. Обычно я стараюсь таких не переубеждать - достаточно подождать несколько дней и все само встанет на свои места. Так и здесь - прошла всего неделя и перемога превратилась в зраду. Причем в такую лютую зраду, что сначала стало немного жаль этих "экспертов по любым вопросам" - но, помяните мое слово, они моментально переобуваются в прыжке, поэтому теперь я жду комментариев в духе "китайцы грабят Россию, пока копеечные цены".
Итак, прошла всего неделя и смотрим на результат: "Китайский Unipec, торговое подразделение Sinopec, приобрел около 800.000 тонн Urals с перевалкой на Балтике в конце марта и уже около 500.000 тонн с отгрузкой в начале апреля. Unipec загружает объемы на супертанкеры VLCC на шельфе Дании и отправляет их в Китай, сообщили трейдеры.
Еще один VLCC с 300.000 тоннами Urals на борту с отгрузкой в начале апреля планирует поставить в Китай Shell, говорят участники рынка.
Трейдеры говорят, что получают запросы о возможных поставках Urals ещё от нескольких переработчиков из Китая, но отказываются уточнить названия компаний, ссылаясь на конфиденциальность переговоров.
Sinopec не ответил на запрос о комментарии. Shell обычно не комментирует свои торговые операции." (конец цитаты)
Ой, как неудобно получилось, ага. И это в тот самый момент, когда саудиты предлагают скидки в 4,55 доллара за каждый баррель своей нефти. Что же пошло не так у "экспертов по любым вопросам"?
Что тут важно: китайские товарищи предпочитают закупать российскую нефть даже на Балтике и даже у перекупщиков. Если обратили внимание, то 300 тысяч тонн из этой рекордной партии отправляет в Китай британская "Шелл" - а еще в списке перекупщиков французская "Total" и еще ряд нефтяных компаний с громкими именами. И все они хотят продавать российскую нефть. Зрада лютая. Зрадища.
Если же смотреть на логистику, то "арабская светлая" куда ближе, если везти ее из Залива, чем "Юралс" из Европы - причем разница в плече доставки двукратна - но китайцы везут именно российскую нефть.
Чтобы понять, почему так происходит, стоит помнить, что саудиты в течении очень многих лет старательно демонстрировали всему миру свои союзнические отношения с США. И сегодняшние закупки китайцами российской нефти в акватории Балтийского моря с доставкой ее через половину земного шарика - прямое следствие этой демонстрации.
В Пекине прекрасно понимают, что Америка в любой момент может организовать проблемы с поставками нефти из стран Залива. Следовательно, у китайцев просто нет иного выхода, кроме как закупать нефть у проверенного и надежного поставщика - в данном случае Россия таковым и является, не выдвигая никаких политических или экономических требований к партнерам.
Когда мы говорим о нынешней нефтяной войне всех против всех, создается впечатление, что Россия одна в своем окопе на поле боя - а ведь это вовсе не так, что мы сейчас и видим.
Можно долго распинаться о "небывалом стратегическом партнерстве России и Китая", но, кроме партнерства, которое, несомненно, есть и будет продолжаться, существуют и куда более прозаичные причины, недоступные пониманию нашим "экспертам по любым вопросам".
Начну с того, что есть "бензиновые" марки нефти, к которым относится североморская "Брент" и "Араб лайт" из стран Залива - и "дизельные" марки. К примеру, тот самый клятый "Urals". Экономика Китая выходит из пандемии и сейчас китайским товарищам жизненно необходимо дизельное топливо для грузовиков, которые и составляют основу логистики во всех промышленных зонах Китая и остальной Юго-Восточной Азии, включая Японию и Южную Корею.
Бензин тоже понадобится, но позже, когда оживится внутреннее потребление в Китае - тогда, кроме российской нефти, на рынок Китая пойдут и другие сорта, поскольку из нашей нефти бензина получается все-таки относительно мало. Но это будут в основном спотовые поставки, хотя часть контрактов будет носить и долгосрочный характер.
Именно поэтому магистраль ВСТО работает на полную загрузку, а очередь на поставки российской нефти уже формируется на конец мая-начало июня. Иными словами, наша нефть выкуплена с учетом будущих объемов добычи до конца весны - и чем быстрее экономика ЮВА будет выходить из карантинного режима, тем больше ее понадобится.
Когда "ватники и ордынцы" справедливо указывают, что нефтяную войну саудиты проиграли в тот момент, когда громко хлопнули дверью на переговорах ОПЕК+ 9 марта, у "ватников и ордынцев" есть четкое понимание, почему Россия поступила именно так и именно в этот момент - и судя по тому, что сейчас в США уже вовсю голосят о помощи даже нефтекомпании, добывающие нефть традиционным способом, надежды сланцевиков на выживание выглядят совсем уж призрачно.
Ну и в завершение: когда вы видите среди перекупщиков нашей нефти крупнейшие британские и европейские компании, не стоит удивляться - в это непростое время каждый выживает, как умеет.
С 9 марта не прошло и двух десятков дней и мы видим только первые результаты этой нефтяной войны: у саудитов образовалась симпатичная дырочка в бюджете, которая стремительно увеличивается, а в Америке не понимают, кого бежать спасать первым - банки, фермеров или нефтяников.
Удручает только одно: в связи с объявленной неделей каникул количество "экспертов по любым вопросам" ближайшие семь-восемь дней будет просто зашкаливать.
Олег Адольфович