Вводя небывалую доселе нерабочую неделю, президент открытым текстом предупредил: это не для прогулок и развлечений — чтобы разорвать цепочки передачи вируса, надо сидеть дома, выходя разве что по жизненно важным обстоятельствам.
И что же? В первый же день многие тысячи ломанулись на природу, особенно на шашлыки. Да и кормилища наводнили. И общались так активно, что число заражений очевидным образом выросло.
Пришлось ужесточать ограничения. Например, в большинстве субъектов Федерации общепит переведен в режим доставки, а залы кафе и ресторанов закрыты.
Но и это ещё не всё. Когда уже по всему миру начиналось закрытие границ, многие тысячи наших граждан разлетались по всему белу свету на курорты и шопинг. Теперь государству приходится договариваться с иностранными властями, чтобы те разрешали спецрейсы для эвакуации.
Впрочем, это не первый случай бездумного нарушения правил безопасности. В конце 2015 года турецкие истребители сбили наш штурмовик, пролетавший над Сирией недалеко от турецкой границы. Наше государство приняло жёсткие меры, включая прекращение чартерных рейсов в Турцию. Но десятки тысяч наших туристов добирались до Антальи кружными путями. Хотя в тот момент вожделенное "всё включено" включало и опасность гибели — даже не в самолёте, а от местных пакостных энтузиастов.
Открытым текстом объясняю: вера в благотворность неограниченной свободы личности без оглядки на общество крайне соблазнительна — позволяет делать что левая пятка захочет и не думать о последствиях даже для себя, любимого, не говоря уж об окружающих. Но последствия будут тем страшнее, чем больше неучтённая цепочка взаимодействий.
Поэтому общество просто вынуждено защищаться от тех, кто думает только о себе. Сейчас принят пакет законов, карающих нарушение карантина, распространение лжи, да и многие другие антиобщественные деяния. Открытым текстом предупреждаю: эти законы продолжат действовать и после пандемии. Потому что угрозы будут другие — но не меньше.
Анатолий Вассерман