Всю Вторую мировую войну германский линкор «Тирпиц» был кошмаром британского Королевского флота. Стоило кочегарам линкора только начать растапливать котлы, как в Адмиралтействе поднималась тревога, граничащая с паникой. Черчилль не уставал повторять, что повреждение (а ещё лучше потопление) «Тирпица» является первейшей задачей Royal Navy.
Немецкая военно-морская стратегия во Второй мировой войне
Первую мировую на море Германия проиграла Британии вчистую. Немцы осмыслили полученный опыт и сделали соответствующие выводы: новая немецкая военно-морская доктрина предписывала немецким морякам избегать боя с британскими кораблями. Целью кригсмарине теперь были торговые суда. Расположенная на островах Великобритания сильно зависела от импорта. Продовольствие, сырье, топливо – почти всё в Англию ввозилось морем. В новой войне Германия намеревалась поставить Британию на колени морской блокадой.
В 1936 году Германия, наплевав на запрет иметь суда тоннажем свыше 10.000 тонн, заложила два однотипных линкора: «Бисмарк» и «Тирпиц» водоизмещением по 50.000 тонн. До спуска на воду американского «Миссури» (1944) и японского «Ямато» (1940) это были крупнейшие линкоры в мире.
«Бисмарк» и «Тирпиц» были вооружены сверх всякой меры: 12 орудий калибра 150 мм, 16 орудий 105 мм, зенитки и 8 дальнобойных 380 мм пушек, пробивавших 350мм броню на расстоянии до 20 км, имели потрясающую для своей массы скорость 30 узлов (55 км/ч) и гигантские топливные резервуары, позволявшие находиться в плавании неделями. Каждый линкор имел от 4 до 6 самолётов и катапульту для их запуска. Такой рейдер, выйдя в море, мог действительно посадить островную Англию на голодный паёк.
Бой в Датском проливе
18 мая 1941 года «Бисмарк» в сопровождении крейсера «Принц Ойген» вышел на свою первую охоту в Атлантику. Утром 24 мая английские крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский» вступили в визуальный контакт с германскими кораблями, и командующий британской группой вице-адмирал Холланд принял решение атаковать. Отдадим должное безрассудной смелости англичанина. Бой начался в 05:52, а в 06:00 «Бисмарк» с расстояния 18 км. накрыл «Худ» залпом из главного калибра. Крейсер разорвало пополам, он затонул менее чем за 3 минуты. Из 1415 моряков экипажа в живых остались трое. Было от чего англичанам прийти в ужас.
Полетели радиограммы, и в Датский пролив на всех парах пошли британские линкоры, крейсера и эсминцы из всех районов Атлантики. «Бисмарк» топили чуть ли не всем британским флотом. Линкор принял более 400 тяжёлых снарядов, 8 торпед и 27 мая ушел на дно, не спустив флага.
2-1=1
Британцы облегчённо вздохнули. Но остался «Тирпиц». В Адмиралтействе не могли забыть, как «Бисмарк» одним удачным залпом отправил на дно линейный крейсер и теперь значительные силы флота находились в постоянной боевой готовности, карауля выход «Тирпица» в море.
Однако пролетали дни, недели, месяц шел за месяцем, а самый крупный боевой корабль германских кригсмарине всё отстаивался на базах в Норвегии. Черчилль клокотал от ярости: не делая ни одного выстрела, «Тирпиц» держал возле себя на привязи вчетверо превосходящие его силы! Самые современные суда Королевского флота без всякой пользы стояли на военно-морских базах! И это в самый разгар Битвы за Атлантику! Черчилль не уставал повторять, что «Тирпиц» необходимо вывести из игры, а ещё лучше утопить. И началась охота на линкор.
Операция «Title» (октябрь 1942г.)
30 октября 1942 г.в Тронхейм-фьорд вошло рыболовецкое судно «Артур». Маскировавшийся под рыбака «Артур» буксировал в подводном положении две торпеды. Что такое две торпеды для линкора, живучесть которого рассчитана на 15-20 торпед? Булавочный укол. Но если «уколоть» в нужном месте, например под турбинами или в рулевой группе, «укол» может стать очень болезненным. В отдельной каюте отдыхали четверо коммандос, задачей которых было подвести торпеды как можно ближе к цели и направить в самые уязвимые места. И хотя план предусматривал после выполнения задания их возвращение на «Артур», по поводу шансов остаться в живых диверсанты не питали никаких иллюзий.
Когда до стоянки «Тирпица» оставалось менее 10 миль, поднялся сильный ветер, раздался скрежет, судно дёрнулось. Капитан завел «Артура» в ближайшую гавань, за борт прыгнул водолаз.
Через несколько минут пловец поднялся, стянул с лица маску:
- Тросы перетерлись. Торпеды потеряны.
Капитан тихо выругался: всё насмарку. Судно затопили, диверсионная группа пешком отправилась в сторону шведской границы.
Операция «Sourse» (сентябрь 1943г.)
Потерпев фиаско, британцы не отказались от идеи подводной диверсии. Были сконструированы и построены 6 сверхминиатюрных подводных лодок «миджет» (экипаж – 4 человека). Каждая несла по 2 мины (4 т. аммотола). Диверсанты несколько недель тренировались проходить минные поля, резать противолодочные сети, сбрасывать взрывчатку, не зная цели диверсии. В начале сентябре после генеральной репетиции им раскрыли суть задания.
Офицер водил указкой по висящей на стене карте:
- По данным разведки, сейчас в фьорде стоят «Тирпиц», «Шарнхорст» и «Лютцов». Вход во фьорд прикрывают минные поля, гидроакустические посты, боносетевые заграждения, противоторпедная сеть открывается на несколько минут для судов снабжения. Никто не знает, с чем вы там столкнётесь поэтому на месте вы вправе сами выбрать себе объект для атаки. Но помните, что главная цель – «Тирпиц»! Выход завтра. Субмарины отбуксируют вас до входа во фьорд, а дальше… Да поможет вам Бог!
11 сентября субмарины ушли на задание. За 9 суток перехода были потеряны 2 лодки из 6. На рассвете 20 сентября три «мидждета» сумели вслед за тральщиком пройти в раскрытый створ ворот сетевого заграждения и сбросили заряды прямо под линкором. В 8:20 мины взорвались. Диверсанты частью погибли, частью были взяты в плен.
«Тирпиц» не затонул, но в результате полученных повреждений на полгода вышел из строя. Операцию в Адмиралтействе сочли успешной.
Непотопляемый «Тирпиц»
В марте 1944 года бойцы норвежского Сопротивления сообщили, что линкор восстановлен и успешно прошёл ходовые испытания. Черчилль вновь поднял вопрос об атаке на «Тирпиц». В этот раз главная роль отводилась авиации.
30 марта из Скапа-Флоу вышла эскадра из 2 линкоров, 4 авианосцев, 1 крейсера и 10 эсминцев. На рассвете 3 апреля группа подошла к фьорду, где прятался «Тирпиц». В 05:16 с авианосцев взлетела первая группа: 21 пикирующий бомбардировщик и 40 истребителей сопровождения. В 05:30 на линкор посыпались бомбы: бронебойные, осколочные, фугасные, глубинные.
В 06:37 линкор атаковала вторая волна. В ходе двух атак на «Тирпиц» было сброшено 94 бомбы. Англичанам атака стоила 4 машины и 9 пилотов. 6 апреля эскадра вернулась в Скапа-Флоу, командующий операцией адмирал Генри Мур принял поздравления от Уинстона Черчилля и короля Георга VI.
А через несколько дней на стол Черчилля лег доклад, подготовленный британской разведкой: 14 попаданий, однако ни одна из бомб не пробила броню главной палубы, главные и вспомогательные механизмы корабля не пострадали.
Всё лето англичане не уставали атаковать «Тирпиц». Авианалёты следовали один за другим: 17.07, 22.08, 24.08, 29.08. Англичане теряли машины, гибли лётчики, но «Тирпиц» был неубиваем. И тогда для уничтожения линкора решили использовать сверхтяжёлые бомбы «Толлбой» весом 5,5 тонн, разработанные для уничтожения подземных бункеровй. Столь важную задачу возложили на 24-летнего подполковника Дж. Тэйта.
Последний бой «Тирпица»
Тэйт понимал, какую рискованную задачу ставят перед ним. Тяжёлый бомбардировщик не может взлететь с палубы авианосца, только с наземного аэродрома. Но ни один истребитель не долетит от Британии до Норвегии. Значит, лететь и атаковать «Тирпиц» придётся без прикрытия, рассчитывая только на себя.
- Да, сэр, - ответил Тэйт, - мы сделаем это.
29 октября 32 «Ланкастера» атаковали «Тирпиц». Облачная погода скрыла бомбардировщики от немецких частей ПВО, но скрыла и линкор от британских пилотов, бомбить пришлось практически вслепую. Эскадрилья вернулась домой без потерь, но разведка доложила: ни одна из 32 бомб не попала в цель.
И тогда теперь уже в ясный солнечный день 12 ноября подполковник вновь поднял свою эскадрилью в воздух. Эскадрилью заметили и с расстояния 11 км стоящие в фьорде корабли, ПВО базы открыли огонь по летящим самолётам. «Тирпиц» вел огонь главным калибром. Тэйт приказал снизиться до минимума, чтобы в этот раз не промахнуться. И первая же бомба упала рядом с носовыми башнями, пробила палубу и взорвалась в котельном отделении. Ещё одна попала в корму и взорвалась в топливной цистерне. «Тирпиц» медленно перевернулся и ушёл на дно, из 1700 членов экипажа погибли 971.
Так погиб линкор, гордость немецкого военно-морского флота, ни разу не вступивший в сражение с кораблями противника.