Смерть Джорджа Флойда и последовавшие за ней события в США по-прежнему в центре внимания СМИ. Ситуацию с задержанием афроамериканца и массовыми беспорядками в интервью Андрею Уланову прокомментировал действующий офицер российской полиции.
Сразу хочу оговориться: я не знаю тонкостей американского законодательства и их правоприменительной практики. А ориентироваться по фильмам — это, мягко говоря, не совсем правильно, потому что художественное кино не реальность, а скорее преломление этой реальности через сознание сценариста и режиссёра (а уж чего у них в головах творится — бог весть).
Второе: я — как, собственно, и все мы — не имею полной и достоверной информации о происходящем в США. Поэтому я не делаю глубоких анализов на тему «вот это правда, а вот это — ложь и пропаганда», я просто комментирую увиденное. И делаю это строго с точки зрения российского «силовика», не влезая в тонкости того, как оно там у них.
«Не дай правонарушителю проявить свои скрытые таланты»
Итак. С чего всё началось? Коп при задержании перестарался и придавил задержанного преступника. Сразу скажу, и пусть несогласные немедленно закрывают этот материал: я на стороне копа.
Несмотря на смерть задержанного, коп действовал правильно. И не нужно мне рассказывать, что можно было как-то иначе. Можно — а потом самому лежать в больничной палате или в гробу.
Само по себе задержание правонарушителя — процесс весьма нелёгкий. По личному опыту: даже хрупкую девочку весом в полсотни кило, оказывающую активное сопротивление, спеленать и не причинить ей при этом боли или серьёзного вреда здоровью практически нереально даже двум стокилограммовым лбам.
Вся суть силового задержания в том, чтобы с помощью применения силы заставить человека перестать сопротивляться — и сдаться. Причём красиво приёмы задержания выглядят только на показательных выступлениях, где «негодяй» всегда поддаётся и подыгрывает.
В остальных случаях начинается очень долгая возня с кряхтением, пыхтением, попыткой бороться в партере.
Возможно, правонарушителю это на руку — чтобы измотать противника, а потом вырваться и убежать; или безразлично, потому что он под воздействием алкоголя или ещё каких весёлых веществ. А вот полицейскому оно вообще не нужно: он в форме — которую если порвёшь, то новый комплект будет за свой счёт, — и он при оружии. Допустить, чтобы это оружие попало к правонарушителю сотрудник не имеет права. Поэтому во время задержания «врукопашную» он не столько ломает нарушителя, сколько не даёт ему схватиться за свой пистолет.
Ведь в случае чего придётся или стрелять на поражение, или за утрату оружия сидеть, или красиво в гробу лежать.
Из всего озвученного следует, что задержание проводится максимально быстро и весьма жёстко. И чем проблемнее «клиент», тем жёстче его ломают.
Я знаю случаи, когда дрищ ростом метр в прыжке и весом в 60 кило всаживал нож в печень двухметровому стокилограммовому здоровяку. И всё, для здоровяка на этом всё заканчивалось.
Подобных происшествий много, поэтому у каждого полицейского в голове установка: «Не дай правонарушителю проявить свои скрытые таланты».
Для чего полицейские прижимают голову задержанного ногой к асфальту? Чтоб потом не доказывать в суде, что это не ты выбил правонарушителю восемь передних зубов, сломал нос и левую скулу.
Упустишь — он несколько раз об асфальт приложится, а потом доказывай, товарищ милиционер, что это не ты его пытал, будто гестапо партизана.
Поймите: над человеком дамокловым мечом висит, покачиваясь, тюремный срок. Вы правда думаете, что он смиренно пойдёт на зону? Да сейчас — два раза, только шнурки погладит! Сделает всё, лишь бы выставить в наиболее выигрышном свете себя и наиболее невыгодном — полицейских. Что ему какие-то несколько зубов, когда грозит тюремное заключение?
Поэтому коп сделал всё толково, но не рассчитал силу. Все вопли про «там же видно, что он задыхался и что ему плохо» — это разговоры в пользу бедных, особенно учитывая «послужной список» покойного.
Причём далеко не факт, что рывок будет в сторону «огородов и к Котовскому» — запросто можно и рывок к твоей кобуре прошляпить. Так что американскому копу просто не повезло, что преступник умер.
О погромах
Вот чего я реально не понимаю, так это полной пассивности американской полиции сейчас. У них который день города во власти мародёров, полицейские машины горят и здания полицейских участков… А они на коленки встали…
В России за последние 30 лет не раз и не два случались массовые беспорядки, и каждый раз у нас очень оперативно поднимались «в ружьё» милиция-полиция, ОМОН, внутренние войска (сейчас — Росгвардия).
Ни разу начавшиеся погромы не продолжались безнаказанно несколько дней, ни разу милиция — а потом полиция — не пряталась неизвестно где, бросив непричастных граждан на произвол судьбы, никто и никогда не вставал перед толпой мародёров на колени. У нас возникшие беспорядки всегда быстро и порой весьма жёстко подавлялись до того, как грабежи магазинов принимали хоть сколько-то массовый характер.
Почему в США сейчас творится этот бред — судить не берусь. Рискну предположить, что это какие-то не очень чистые политические игры. Кто-то умный и циничный сейчас разыгрывает, словно пешки в шахматном гамбите, и чёрных, и белых — как тех, кто неграм ботинки целуют, так и тех, кто стоит с оружием в руках перед своими домами и магазинами.
Андрей Уланов