By ("The Washington Post", США)
Для фанатов сериалов про зомби-апокалипсис есть хорошие новости. В США есть самые настоящие зомби, правда не люди, а фирмы. Примером такой компании является Oasis Petroleum. Несмотря на то, что компания Oasis Petroleum начала бурение в одном из самых богатых нефтяных и газовых бассейнов страны, она оказалась на грани банкротства и не могла в течение пяти лет подряд зарабатывать достаточно денег для покрытия своих ежегодных затрат по займам.
В 2019 году, спустя двенадцать лет после того, как она начал исследовать сланцевые пласты в Монтане, Северной Дакоте и Западном Техасе, Oasis сообщила о своей операционной прибыли в размере $ 154 млн., что значительно меньше процентов по долгу. На Уолл-стрит, акции базирующейся в Хьюстоне компании, торговались выше $ 56 в 2014 году, а в этом году цена акций болталась вокруг $ 1.
Oasis Petroleum - это то, что экономисты называют «зомби-компанией» - заброшенной инвесторами и способной оставаться в бизнесе только за счет привлечения банков для получения еще большего кредита. Усилия ФРС по ликвидации последствий коронавируса в экономике США могут абсолютно без злого умысла позволить расти числу компаний в мире ходячих мертвецов. И по мере того, как ходячие мертвецы корпоративного мира множатся, некоторые аналитики беспокоятся, что эти ходячие трупы пожирают здоровые части экономики.
Согласно данным, собранным Deutsche Bank Securities, количество "ходячих мертвецов" в экономике США удвоилась с 2013 года и значительно выросло по сравнению с концом 1990-х годов, когда практически не было таких компаний. А теперь каждая пятая публично торгуемая американская компания является зомби.
Годы сверхнизких процентных ставок, предназначенных для стимулирования экономики после каждого из трех спадов 21-го века, создавали условия для распространения зомби. После того как в марте пандемия перевернула экономику США,ФРС вновь снизила стоимость заимствований почти до нуля и еще больше ослабила условия кредитования путем покупки корпоративных облигаций.
Действия ФРС получили широкую поддержку в качестве противоядия от экономического коллапса, вызванного пандемией. По словам экономистов, упрощение для компаний получения финансирования должно предотвратить многочисленные сбои в работе бизнеса и миллионы дополнительных потерь рабочих мест. Но этот краткосрочный успех породит долгосрочную слабость, подорвет производительность, инвестиции и конкуренцию в экономике.
«Мы не говорим, что ФРС не должна была действовать. Но есть побочные эффекты такого агрессивного вмешательства», - сказал Торстен Слок, главный экономист Deutsche Bank Securities.
Еще один известный и весьма внушительный зомби - ритейлер JC Penney - недавно обанкротился. Возможно, за этим последует другая фирма AMC Theatres, которая не заработала достаточно средств для покрытия процентных выплат в первом квартале и двух из последних трех лет. Ранее в этом месяце крупнейшая в мире сеть кинотеатров предупредила инвесторов, что, возможно, она не сможет получить достаточное финансирование.
Как выздоравливающий больной, опирающийся на обезболивающие средства, экономике нужен дешевый кредит для выздоровления. Но используемые слишком долго, низкие процентные ставки действуют как опиум, делая экономику жаждущей легких денег и неспособной процветать без нее.
По данным Международного валютного фонда, с 2009 по 2019 годы экономика США росла более чем в два раза быстрее, чем в ЕС или Японии. Некоторые экономисты говорят, что риск в настоящее время состоит в том, что лекарство от нынешней рецессии будет иметь весьма неприятные последствия и приведет к будущему анемичному росту, подобному тому, который испытывают эти другие страны с развитой экономикой.
Эффективная ставка ФРС - базовая ставка кредитования центрального банка - не превышала 2,5 процента в течение 12 лет. А поскольку экономика испытывает трудности в условиях самого высокого уровня безработицы с 1930-х годов, ожидается, что показатели будут оставаться низкими в течение многих лет. ФРС также смягчает условия кредитования, поддерживая выпуск облигаций на сумму $ 750 млрд и предоставляя дополнительные $ 600 млрд для кредитования малого и среднего бизнеса. Этот длительный период легких денег затягивает экономику США в порочный круг.
Слабый рост побуждает центральный банк снижать процентные ставки, что позволяет зомби быстро размножаться. Растущее число зомбированных компаний еще больше подрывает экономику, из-за чего центральные банкиры неохотно поднимают ставки со своих уровней, благоприятных для зомби. И цикл повторяется, поддерживая несостоятельные фирмы и мешая появлению более продуктивных конкурентов.
После финансового кризиса 2008 года Федеральная резервная система держала ставки около нуля в течение семи лет, а затем подняла их небольшими шагами до 2019 года, только для того, чтобы снова снизить их. Уровень безработицы в мае говорит о долгом восстановлении и Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл в этом месяце заявил, что центральный банк «даже не думает о повышении ставок».
Это означает больше халявных денег, дополнительный рост деловых заимствований и, следовательно, больше корма для зомби. По данным ФРС, бизнес-долг вырос только в первом квартале почти на 19 процентов, что стало самым большим скачком за последние 40 лет. За первые три месяца 2020 года предприятия взяли на себя более 3 триллионов долларов США, что почти в 10 раз больше, чем за предыдущие три месяца. И теперь долг предприятий США составляет умопомрачительные $ 16,8 трлн, что превышает 78 процентов самой большой экономики мира.