Александр Роджерс: Викинги

_________________




Сегодня я всех удивлю и внезапно буду писать не про Белоруссию.

Читаю сейчас большую научную книгу про викингов. Автор – известный археолог, описывает быт, государственное устройство, экономическую систему, привычки скандинавов. Опираясь при этом не только на летописи и саги, но и на записи бортовых журналов кораблей, отчётность торговцев, данные раскопок, изменения климата (определяемые как через анализ годовых колец деревьев, так и через изучение под микроскопом кернов ледникового льда) и так далее.

Хотя я давно интересуюсь скандинавской историей, но данная книга лучшее из того, что я до сих пор читал.

В частности, из-за моего интереса к теме я так и не смог смотреть убогий сериал «Викинги» (который был убогим даже ещё до появления в нём Козловского), в котором с реальным описанием быта и привычек викингов нет вообще ничего общего. Все герои сериала действуют как современные люди (местами ещё и наркоманы), почему-то одетые в плохую имитацию средневековой одежды. Но сегодня мы не будем разбирать сериал. Может в другой раз.

Книга Джареда Даймонда «Коллапс» в частности изучает причины упадка различных поселений викингов – почему одни оказались заброшены, а другие выжили, зачастую при весьма сходных внешних условиях. И она настолько интересна и показательна, что я, скорее всего, посвящу ей две или три статьи. Потому что прослеживаются интереснейшие исторические параллели с тем, почему и сегодня некоторые страны, вроде бы даже обладающие богатыми природными ресурсами, превращаются в failed state и деградируют – как экономически, так и демографически.

Но это в следующий раз, а пока мы рассмотрим быт колонии викингов в Гренландии. Очень показательно.

Относительно тёплая погода в Гренландии держится в разные годы от трёх до пяти месяцев. Чаще три, чем пять. «Тёплая» – это с температурой воздуха от +5 до +11 градусов Цельсия, при которой на незначительной части острова, не покрытой ледником, растут хоть какая-то трава и низкорослые кустарники.

Берёзы в Гренландии вырастают максимум до двух метров. Строевого или корабельного дерева нет вообще. Железа нет, угля нет.

Коровы в гренландских поселениях викингов из-за скудного питания были также самыми маленькими в мире – высотой в холке всего до 1,2 метра (чуть выше пояса).

От 60 до 80% рациона питания средневековых гренландцев составляло мясо тюленей. Пишут, что современным людям есть его почти невозможно, оно нравится только эскимосам, которые привыкли к нему за тысячи лет.

Остальная часть рациона – сыр из молока коров и коз, мясо северных оленей и немного козьего и овечьего мяса (немного, потому что скот очень ценен, и нужен для молока и шерсти).

Пшеницы не было вообще, местные жители несколько столетий её не видели. Ячменя тоже (он так далеко на севере не растёт). Пива, соответственно, тоже.

Из-за сверхкороткого, кхм, «лета» нужно было за три месяца не только выпасти скот, но и заготовить сена на остальные девять месяцев, наделать сыра, набить оленей и тюленей (которые мигрировали в строго определённое время), а периодически ещё и отбиться от набегов эскимосов, бывших весьма воинственными (наши предки тоже с ними навоевались когда-то, хотя сейчас этого уже почти никто не помнит).

Из-за айсбергов корабли из Европы иногда не приплывали по несколько лет. Так что на помощь из Норвегии или Исландии рассчитывать не приходилось.

В общем, «полезных ископаемых нет, растительности нет, населена викингами» (примерно пять тысяч человек). Это Гренландия, детка!

Что делать, если нужно дерево для построек или лодок, или гвозди для тех же целей? Несколько десятков крепких мужиков, отрываясь от критически важной для выживания заготовки сена (зимой не поплаваешь, потому что выходы из фьордов забивает льдом) садятся на вёсла и «алга» триста километров на юг до Винланда. Без навигационных приборов, кстати.

Напоминаю, что средняя скорость вёсельной лодки в пределах 1,5-2 километра в час.

Потом там, на юге поселенцы рубили деревья, заготавливали из них брёвна, часть пережигали на древесный уголь, и с его помощью выплавляли некоторое количество железа и меди из добытой тут же руды. И в походной кузнице делали гвозди и/или чинили оружие. А потом триста километров обратно. Три недели туда, три недели обратно – половину лета корова языком слизала.

А что делать, если захотелось витаминчиков из дикого (!) винограда? Или там медку у не менее диких пчёл добыть. Вы уже, возможно, догадались – несколько десятков мужиков на вёсла и 300 км на юг.

Попытки сразу строить поселения южнее не увенчались успехом. Местные индейцы дважды атаковали недостроенный лагерь в Винланде, каждый раз нанося викингам тяжёлые потери. В один из таких набегов получил стрелу в живот и Торвальд, сын Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. «Покушал виноградика».

После этого викинги решили «ну его нафиг», и больше не пытались строить постоянных поселений в континентальной Америке: быстренько приплывали, заготавливали брёвна, древесный уголь и что ещё под руку попадётся – и быстренько домой, пока стрелами не нашпиговали.

В общем, вечный холод, одежда в основном из шкур и выделанной кожи (и немного домотканой ткани из льна, чтобы меньше натирало в самых нежных местах), из еды только вяленое мясо (без хлеба) и немного сыра, козы и овцы вместе с людьми в большом доме (чтобы не тратить драгоценное тепло), поэтому до весны по колено в навозе – романтика так и прёт.

Но знаете, чего жители Гренландии не делали? Они не ныли!

Тут по современным российским (и не только) городам ходит куча суровых (они так думают) бородатых мальчиков, многие их которых украшены скандинавскими татуировками. Но при этом два дня без интернета – это трагедия, а плановое отключение горячей воды летом на 7-10 дней раз в год – катастрофа, вызывающая стоны и сопли. А ещё им нужны смузи с маффинами.

И все они наперебой рассказывают, как им недодают, как их эксплуатируют, как они плохо, бедно и тяжело живут.

Опять давеча приходили в комментарии, с последнего айфона обличать «антинародный режим».

На землю Франца-Иосифа! На месяц! С ножом и коробкой спичек (почувствуйте мою доброту, потому что можно и без спичек). И пусть выживают, как умеют.

Запомните, а лучше запишите: мы живём существенно лучше любых (любых!) ранее живших на планете людей.

И есть у меня ненулевое опасение, что мы последнее поколение, которое живёт так хорошо…

Александр Роджерс, специально для News Front

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 28).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА