Украинская нация имеет две важные особенности. Первая заключается в том, что она весьма древняя и, как сообщает Британская энциклопедия, украинскому языку сегодня «почти 1000 лет».
Но есть и вторая особенность. В обозримом историческом периоде никто украинскую нацию не обнаруживает. Разумеется, кроме самих «украинских» историков.
Не стало исключением и «Географическое и статистическое обозрение Галиции и Буковины», составленное в 1869 г. полковником австрийского Генерального штаба Карлом фон Шмедесом.
Автор «Обозрения» отмечает весьма пёстрый этнографический состав Галиции того времени. Он находит там русских, поляков, немцев и армян, евреев (а куда же без них?), венгров, молдаван и, конечно, цыган.
Из этого разнообразия, отмечает фон Шмедес, поляки и русские составляют основу населения, при этом отличаясь друг от друга религией, языком и образом жизни. Что касается Буковины, то её населяют молдаване, являющиеся потомками римских солдат.
Немцы осуществляли колонизацию Галиции со времён императора Иосифа II, а евреи прибыли сюда во время крестовых походов. Последние, пишет австриец, «трезвы, хитры, талантливы, усердны и неутомимы в делах, а потому в их руки перешли вся торговля, значительная часть ремёсел и денег, и они во всех отношениях эксплуатируют местное население». Немцы занимаются сельским хозяйством и «благодаря порядку и прилежанию, они довольно зажиточны».
В Галиции русские «составляют сплошное население». Австрийский полковник описывает русских, как людей осторожных, но быстрых. Спокойные, скромные, обязательные и гостеприимные, простодушные, добрые, неприхотливые, приучены к самым тяжёлым работам, не мстят за дурное обращение. Русский – это надёжный, послушный и храбрый солдат.
В заключение осталось только выразить недоумение: а где же украинцы? Эта древняя нация, с её «украинским» языком, которому уже «почти 1000 лет», не отражена в «Обозрении» австрийского офицера Генерального штаба. Быть может, он плохо смотрел?
Всё возможно, конечно. Но в оправдание фон Шмедеса можно сказать, что действительно, очень трудно увидеть то, чего нет. Ибо «украинская нация» есть миф, придуманный политиками, но не подтверждённый историей.