Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина
«Бурлаки на Волге» — одна из самых известных российских картин. Написанная знаменитым русским художником Ильей Репиным, она знакома практически каждому жителю нашей страны еще по школьной программе. Но в целом у россиян имеется довольно смутное представление об этой профессии, ушедшей в небытие. Многим, к примеру, кажется, что сами бурлаки были явлением исключительно российской истории. Это не так. Труд бурлаков был достаточно широко распространен в Европе. Профессия существовала во многих странах мира и полностью исчезла только в середине XX века.
Бурлаки в России
События, изображенные на картине Репина, стали своеобразным отпечатком истории нашей страны XIX века. Безусловно, данная работа относится к лучшим образцам изобразительного искусства и представляет собой пример редкой выразительности и силы отечественной реалистической школы живописи. Одновременно картина является важным памятником российской материальной культуры. В то же время находятся и люди, для которых данное полотно – своеобразный символ отсталости России и нищей жизни изображенных на ней людей. Особенно на контрасте с Европой. Однако российская действительность, изображенная Репиным, была характерна и для европейских государств. Профессия бурлака не имела национальности и была распространена во всех странах, где необходимо было проводить корабли с грузом по рекам и каналам.
В нашей стране бурлачество как социально-экономическое явление возникло в XVI веке и просуществовало в том или ином виде вплоть до первой четверти XX века. Бурлачеством или «судовой работой» в России называли различные виды работ на речных судах, а также сплаве леса. Бурлаки были рабочей кастой буксировщиков различных грузовых судов по водоемам при помощи бечевы, которую протягивали на берег. Бечевой называлась очень прочная веревка длиной примерно 200 метров. Больше всего она была похожа на канат или трос.
При этом подобный метод проводки судов с движением бурлаков по берегу был далеко не единственным. Часто применялся и другой метод проводки, когда на корме корабля или баржи размещался большой барабан, на который затем наматывался трос, к которому цеплялся якорь. Затем такой якорь на ялике/лодке заводился вверх по течению реки, после чего в дело вступали бурлаки, плывущие на корабле. Бурлаки цеплялись своими чалками за заведенный с якорем трос и шли с носа корабля на корму, выбирая канат, а на корме судна наматывая его на барабан. После этого они снова шли на нос – и все начиналось с начала. Полностью выбрав якорь, его на лодке снова заводили вверх по течению реки, и процесс повторялся вновь. По этому канату баржа с грузом и ползла против течения реки.
Для таких работ могли использоваться и лошади, которые перевозились прямо на борту судна. Такие баржи даже имели специальное название: баржи-коногонки. Использование лошадей часто было продуктивнее и дешевле, но без людского труда нельзя было обойтись в форс-мажорных обстоятельствах. К примеру, если баржа с грузом садилась на мель, стащить её с мелкого места было проще с привлечением людей. Поэтому часто предпочтение отдавали именно бурлакам.
Только по самым приблизительным оценкам, в середине XIX века бурлацким промыслом в нашей стране занималось от 300 до 650 тысяч человек. При этом центром мирового бурлачество к этому моменту стала Волга. На этой стратегически важной российской водно-транспортной артерии появился к тому моменту огромный речной флот. Безусловно, по своим размерам эта великая русская река затмевала все каналы и реки Европы. Бурлацкий труд оказался здесь исключительно востребован и потому, что река была судоходна не на всех участках и обладала медленным течением (средняя скорость 4 м/с).
К середине XIX века только на одной Волге насчитывалось примерно 100 тысяч бурлаков. Более того, примерно полмиллиона жителей и целые населенные пункты, расположенные в Поволжье, существовали именно за счет наличия бурлацких артелей. Бурлаки не только обеспечивали движение судов по реке, но и сами вкладывали средства в экономику всего региона. В экономику Поволжья они отправляли практически все заработанные средства. Во многих поволжских городах и поселках при непосредственной финансовой поддержке артелей бурлаков даже строились церкви. Из бурлаков часто выходили лучшие капитаны речных судов и лоцманы. Самые толковые из них могли становиться старостами и почетными горожанами.
Бурлаки не исчезли ни с появлением пароходов, которые внедрялись медленно, ни с развитием железнодорожного транспорта. Хотя прогресс, безусловно, брал свое. С каждым годом и с развитием технологий доля ручного труда при проводке грузов по русским рекам сокращалась. Уже во второй половине XIX века паровые корабли начали выигрывать конкуренцию у бурлаков. Но ещё больший вклад внесли железные дороги. С развитием в России сети железных дорог бурлацкий промысел ужимался в размерах всё сильнее. В первую очередь это было связано с существенным повышением скорости перевозки грузов. Поэтому постепенно профессия начала исчезать с берегов главной русской судоходной реки. Исчезнув с берегов Волги, она на некоторое время задержалась на мелких реках, где такой труд оказывался более востребованным.
Памятник «Бурлаки на Волге» в Самаре
При этом бурлаки пережили и Российскую империю. В Советском Союзе данный труд по-прежнему использовался, но уже в гораздо более скромных размерах. Окончательно бурлацкая тяга как наиболее дешевый вид транспортных услуг была запрещена в СССР только в 1929 году постановлением народного комиссара путей сообщения, в непосредственном подчинении которого до 1931 года находился речной транспорт.
Бурлаки в Европе
Ранее мы уже отметили, что бурлак – это международная профессия, которая существовала не только в России. Более того, это даже не только мужская профессия. Часто тяжелым трудом вынуждены были заниматься и женщины как в России, так и в Европе. Передвижение речных судов с помощью живой силы по рекам и каналам в Западной Европе (речь идет о Нидерландах, Бельгии, Франции, а также Италии) сохранялось как минимум до тридцатых годов XX века. Помимо людского труда, для проводки судов и барж использовались и тягловые животные. При этом полностью вытеснить такой труд долгое время не могли даже важные технические изобретения, например, появление паровых двигателей.
Не только Илья Репин вдохновлялся видом бурлаков и тяжестью их труда, решив написать свою известную картину. Подобные произведения живописи оставили для нас итальянские, голландские, французские и австро-венгерские художники. А в Германии сегодня можно встретить памятники, которые посвящены бурлакам. В Германии массовое использование людского труда для буксировки грузов по каналам и рекам завершилось чуть раньше, чем в других странах, примерно во второй половине XIX века.
Памятник бурлакам в Папенбурге, Германия
Памятник бурлакам в Эбербахе, Германия
У ближайшего соседа Германии, Австро-Венгерской империи, использование труда бурлаков имело особенность. До середины XIX века здесь в массовом порядке привлекали на подобные работы каторжников. Часто к тяжелым работам по буксировке судов по равнинным и болотистым рекам в Австро-Венгрии привлекали именно самых отъявленных преступников, которых до отмены в империи смертной казни ожидал бы не тяжелый труд, а виселица.
Особенность многих стран Западной Европы заключалась и в их географических размерах. Таких бескрайних просторов, как в России, здесь просто не было. Да и рек, сравнимых с Волгой, тоже. В Великобритании, Голландии, Франции, Бельгии и Германии при этом имелось большое количество каналов. Размеры этих каналов и их протяженность ограничивали размеры проводимых барж с грузами, а также количество бурлаков, которые необходимы были для проводки и буксировки судов. Для проводки одной баржи привлекалось меньше людей, да и буксировка занимала гораздо меньше времени. Тогда как на Волге бурлаки могли отработать на проводке одной баржи с грузом до 90 дней или даже больше.
Ещё одной особенностью западноевропейских стран было то, что часто капитан речного судна одновременно являлся и его владельцем. Корабль был его частной собственностью, при этом наемного экипажа на борту могло и не быть. Нередко капитану оказывали помощь члены его собственной семьи, которые, как и он, жили на борту судна. Не во всех случаях у капитана были деньги на паровой двигатель и профессиональных матросов-механиков, которые могли бы его поддерживать в рабочем состоянии, а также на кочегаров. Иногда не было денег и на оплату услуг тягловых животных. Финансовые затруднения и тогда, и сейчас остаются достаточно распространенным явлением в человеческой жизни. В таком случае сам капитан, его дети и жена вынуждены были сами впрягаться в лямку и осуществлять буксировку судна.
Транспортировка судна, Голландия, 1931 год
Постоянно использоваться бурлацкая сила в Европе перестала только примерно в 1920—1930-е годы. Периодически она использовалась и позднее, но это уже были редкие случаи. Окончательно неактуальным такой труд сделало массовое распространение надежных бензиновых судовых моторов, которые были простыми в обращении и достаточно компактными.
Закончить историю можно комичным фактом из недавнего прошлого. В 2013 году знаменитый французский актер Жерар Депардье сбежал от высоких французских налогов и получил российское гражданство. Год для актера выдался ударным во всех смыслах. В России Жерар Депардье стал почетным удмуртом, почетным гражданином Чеченской республики, получил квартиры в Грозном и Саранске. Одновременно актер приобрел новый загородный дом в Бельгии, став почетным гражданином коммуны Эстемпюи и… бурлаком! На организованной церемонии актеру вручили специальную перевязь братства Satcheux, которое раньше объединяло местных бельгийских бурлаков.
Примеры европейских картин, посвященных труду бурлаков:
Австро-Венгрия, художник Лайош Деак-Эбнер
Ландо Ландоцци. Лодочник, 1931
Голландский канал и буксирный путь, 1800-е годы
Теодор Верстраэте. Мужчина тянет баржу, 1900