Актер Михаил Ефремов выразил желание отбывать наказание в Москве, в отряде хозобслуги СИЗО №5 «Водник». Нельзя сказать, что этого никто не ожидал. Как и нельзя сказать, что этому все в СИЗО обрадовались. Осужденные «хозбанды» переживают, что теперь им придется работать «и за себя, но и за того парня-актера».
Должности «артист» в штате СИЗО нет, так что устроить Ефремова могут только разнорабочим, который должен и баки таскать, и полы мыть, и двор подметать, и решетки красить. Готов ли к этому Ефремов – вот это серьезный вопрос. В целом же УФСИН поставлен перед непростым выбором: отказать актеру - и получить за это шквал возмущений. Или разрешить - и получить массу проблем с работником-актером.
Напомним, что сразу после приговора Ефремов попал в СИЗО «Водник», где уже спустя несколько дней заключения состоялся его разговор с начальником изолятора на тему хозотряда. Тогда актеру и разъяснили, что из себя представляет отбывание наказания в хозбанде СИЗО.
- Будем откровенны, лучше бы он поехал в колонию, - сказал мне один из высокопоставленных офицеров ФСИН. - Там он спокойно мог бы работать библиотекарем или заведующим в клубе, создал бы театральную студию или школу — да что угодно. В колонии легко можно реализовать его проект русского тюремного театра. И всем осужденным было бы там интереснее отбывать наказание, и у самого срок быстро бы пролетел.
Этот офицер намекал, чтобы мы, члены ОНК, отговорили Ефремова от идеи остаться в хозотряде, но известный актер, вероятно, оказавшись снова под чьим-то влиянием, с правозащитниками не общается. В общем, картинка мира у него опять весьма ограничена тем кругом, которому он доверяет или думает, что доверяет. Будь иначе, мы бы ему рассказали про тяготы пребывания в хозотряде. Человек он немолодой и не совсем здоровый, к тяжелой работе не привычный.
-Я считаю, что он просто не справится, - продолжает все тот же источник во ФСИН. - При этом сотрудникам будет неловко постоянно делать ему замечания. Другим осужденным отряда придется выполнять часть работы за него, а они и так сильно устают.
- Актера Ефремова нам бы в отряд не особо желательно, - подбирает слова «хозник» Дмитрий.- Он ни по сантехнике, ни по электрике не сможет ничего сделать. У него нет профессии, которая бы тут пригодилась. Я, скажем, кузнец. А какую ему должность прикажите? У нас по штатному расписанию есть только одна подходящая вакансия - «разнорабочий». А знаете, как они загружены? Это будет мука для всех.
Обычные заключенные, которые сидят в СИЗО до приговора, признаются, что им не хотелось бы видеть любимого актера, моющего «продол», вкручивающего лампу в их камере или разносящего баланду.
- Это будет неприятная и некрасивая сцена, - говорит арестант Александр. - Она не прибавит ему уважения в глазах людей. У нас это называется «зашквар».
С Александром я не соглашаюсь, да и вообще некое высокомерное отношение некоторых заключенные к «хозникам» считаю несправедливым (не будь хозотрядников, арестанты в камерах сидели бы без света, воды и еды). Но уверена, актеру не обязательно делать всю самую черную работу в СИЗО, если он может проявить свои творческие способности в колонии.
Кто вообще ему внушил эту мысль: остаться в изоляторе в отряде хозобслуги во что бы то ни было? И все же считать вопрос решенным нельзя. Сейчас судьба Ефремова активно обсуждается во ФСИН. Ему могут отказать в желании остаться в хозотряде по целому ряду признаков.
Во-первых, проблемы со здоровьем. Во-вторых, не найдут подходящей должности (а быть «разнорабочим» он, скорее всего, сам откажется). Но, с другой стороны, ведомство могут убедить, так сказать, некие силы, Ефремова все-таки оставить. Так было с одним полковником вооружённых сил, который на вопрос: «Что умеешь делать?» отвечал: «Руководить!». В итоге полковника сделали разнорабочим, но труженик из него оказался хуже некуда. За офицером-хозником другой осужденный переделывал все. И едва дождался весь отряд освобождения «балласта». Как бы эта история не повторилась с Ефремовым…
- Если ему откажут, будет как в известном стихотворении, где капитан не взял на борт корабля одного «трудягу», - говорит заключенный СИЗО №5. - Помните, мужик с берега крикнул ему в ответ: «Видно, Бог хранит тебя, не видел заботы. Хорошо не взял меня, я б те наработал».