Похоже, действия Александра Лукашенко разочаровали Пекин. Именно так можно трактовать состоявшуюся замену посла КНР в Минске. Предыдущий китайский дипломат был одним из тех, кто всячески лоббировал выдачу кредитов незалежному гетману. Но эта политика, судя по действиям Китая, уже в прошлом: денег для папы Коли больше не будет.
Пока Лукашенко испытывал «головокружение от успехов», раздумывая, как бы снова дурить голову Путину в вопросе интеграции…
…С тыла к незалежному гетману подкрадывалась зрада. Выглядит она так.
«Магистр по литературе Се СяоЮн назначен послом Китая в Беларуси. Информация об этом размещена на сайте дипмиссии КНР.
Назначение произошло в третьей декаде октября. На этом посту он сменил Цуй Цимина, который работал в Беларуси с января 2014 года, а теперь стал секретарём партийного комитета Китайского университета иностранных дел».
Перевод с посольской должности на второстепенную партийную мало похож на шаг вверх по карьерной лестнице. Скорее, это почётная ссылка. И вряд ли отставленного посла утешит награда от белорусского гетмана.
«24 сентября Александр Лукашенко вручил дипломату орден Почёта.
«Нам остается надеяться, что после вас приедет посол не хуже. Хотелось бы, чтобы лучше, но вряд ли лучше бывает. Вы очень многое сделали для наших отношений. И я вам за это очень благодарен», — сказал Лукашенко».
Незалежный гетман не зря рассыпался в благодарностях. Цуй Цимин – тот самый человек, благодаря которому Китай стал одним из кредиторов Белоруссии. То есть, дипломат помогал Лукашенко изображать незалежность от российской поддержки.
«Бывший посол КНР Цуй Цимин был поборником увеличения китайского влияния в РБ – в частности, благодаря ему Китай стал вторым после России кредитором Беларуси (у РФ доля в госдолге – более 47%, у Китая – около 20%). Тот же Цуй Цимин и его коллеги в МИД КНР приложили немало сил, чтобы ВОЗ отмыла Лукашенко от вопиющего ковид-диссидентства, которое расценивалось как большой внутриполитический риск накануне предвыборной политической турбулентности».
Видимо, Цуй и его единомышленники в МИД КНР считали, что ситуация в Белоруссии вполне прогнозируема. И что возврат китайских кредитов не окажется под угрозой. А потом грянули массовые беспорядки.
«Друг Цуй проспал Белмайдан и тем самым поставил под угрозу выплаты по китайским кредитам, и самое главное – то, ради чего КНР и флиртует с Лукашенко – поступательное развитие инфильтрации узкоглазых соотечественников в центр Европы (индустриальный парк «Великий камень»). В итоге Цуй наказан за недальновидность и отправился из Минска в ссылку – трудиться партфункционером в Институт иностранных дел».
Новый же посол КНР в Минске – совсем другого мнения об особенностях отношений с Лукашенко.
«Се Сяоюн — большой знаток России, где много времени проработал. Он родился в феврале 1964 года в Харбине провинции Хэйлунцзян. Как следует из биографии, в 1990 году был сотрудником департамента по внешним делам Госплана КНР, затем много лет трудился в управлении стран Европы и Центральной Азии МИД Китая.
В последующем Се Сяоюн был советником посольства КНР в Украине (2003−2005), заместителем и генеральным консулом КНР в Санкт-Петербурге (2005−2008; 2010−2012), заместителем директора Управления по делам за границей МИД КНР (2008−2010), посланником посольства Китая в Москве (2012−2015)».
Последствия такой кадровой замены не заставили себя ждать, утверждают пророссийски настроенные минчане.
«Се СяоЮн, ещё не прибыв Минск, дал команду заморозить отношения с белорусскими МИД и Минфином.
Последний кредит в 3,5 миллиарда юаней от Шанхайского филиала Банка развития Китая удалось выбить в конце 2019 года на фоне охлаждения отношений с РФ и сворачивания переговоров о новом кредитовании (тогда займы у РФ были объявлены «политическими» и неподходящими для РБ). КНР дала кредит на беспрецедентных для себя условиях – на пять лет и не связанный с каким-либо проектом. С тех пор как отрезало: на новые кредиты КНР не соглашается. Юани так и не спасли отца белорусской автократии от революции, а другу ЦУю разрушили карьеру».
Вжух! – И ещё одно чаяние Лукашенко рухнуло. Незалежный гетман надеялся, что сможет балансировать между Россией и Китаем, клянча грОши то у них, то у нас. То есть, провернуть такой же фокус, какой он годами показывал Москве и Брюсселю в рамках «многовекторности».
Чем эта «многовекторность» обернулась – вы в курсе. Вон, в конце октября белорусские силовики задержали четверых «борцов с режимом», которые подожгли здание ГАИ в Мозыре и одну из районных прокуратур.
А попытка пересесть с иглы российского кредитования на китайский заменитель, похоже, обернулась ростом понимания со стороны Пекина на предмет того, каково иметь дело с Лукашенко.
Ждём новой челобитной из Минска в адрес Путина, содержащей просьбу реструктуризировать кредиты в обмен на пламенные обещания интеграции в рамках Союзного государства.