Отставка президента Косова Хашима Тачи вновь ставит вопрос о военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых высокопоставленными косовскими политиками и чиновниками во время военных действий в 1998—1999 годах
Специальный суд в Гааге утвердил обвинительный акт против Тачи, ему вменяются убийство и пытки около ста человек различных национальностей. Кроме того, экс-президента подозревают в причастности к торговле человеческими органами. Этот бизнес, судя по всему, приносил самый большой доход членам руководства Армии освобождения Косова, которую в своё время возглавлял экс-президент республики.
В июне прокуроры в Гааге выдвинули против него обвинения по десяти эпизодам. Список обвинений как будто бы перенесён в реальность из фильма ужасов про банду кровавых маньяков. Кроме ужасающих сюжетов о продаже человеческих тел по частям, здесь нашлось место наркоторговле, похищениям людей и контрабанде оружия. Тачи заявил на своей пресс-конференции, что намерен добровольно явиться в суд. Собственно, другого выхода у него и не было, поскольку другой косовский политик — бывший пресс-секретарь АОК Якуб Красники — за несколько часов до этого был задержан полицией ЕС.
Трагедия косовских сербов, свыше тысячи из которых были убиты во время войны, а сербское население изгнали из края, замалчивается европейскими правозащитными организациями. Но ужасающая тема торговли органами стоит особняком. В своих мемуарах бывший прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте подробно описывает свои попытки разобраться с этим вопросом. Она пишет, что своего пика бизнес достиг в период с лета 1999-го по 2001 год. Милорад Пейчинович, возглавлявший до недавнего времени Государственную комиссию Сербии по пропавшим без вести, утверждает, что организатором кровавого конвейера был именно Тачи, а дистрибьютором — французский дипломат Бернар Кушнер, в то время глава миссии ООН в Косове.
В секретном отчёте группы следователей Гаагского трибунала по бывшей Югославии содержатся подробные показания восьми свидетелей-албанцев, принимавших непосредственное участие в транспортировке похищенных из Косова людей на север Албании. Имена и клички тех, кто их там встречал, описания мест, где содержались пленники и закапывались трупы, рассказы о том, как органы переправляли из аэропорта албанской столицы чартерными рейсами в Стамбул.
Указаны даже цены, которые посредники получали за пока ещё живой товар. По $45 тыс. за голову. Упоминается так называемый Жёлтый дом — частная клиника, где проводились операции.
В 2004 году следователи из миссии ООН нашли целый ряд улик, но никаких юридических последствий это не имело. Докладчик по юридическим вопросам и правам человека Дик Марти утверждает следующее: «Был собран целый ряд технических доказательств: медикаменты, медицинские контейнеры и даже следы крови. Однако и эти найденные доказательства странным образом были уничтожены». Швейцарский сенатор, потрясённый тем, что информация, обнародованная Карлой дель Понте, много лет скрывалась от европейской общественности и правосудия, провёл собственное расследование. Он также пришёл к выводу, что именно Тачи стоял у истоков страшного бизнеса. Под кличкой Змей он в годы войны возглавлял самую жестокую Дреницкую группировку, боевики которой входили в состав Армии освобождения Косова.
Сегодня дела о торговле органами расследуют сразу три группы. Одна ничего не нашла, проверяя упоминавшийся выше Жёлтый дом. Другая, получившая гигантские полномочия, проверяет доклад Дика Марти. Третья сумела довести до суда дело о косовской клинике «Медикус» в Приштине, где тоже проводились незаконные операции по трансплантации человеческих органов в 2008 году. То есть разбор людей на части продолжался до самого недавнего времени.
Клиника «Медикус» была основана в 2000 году. Следствие установило, что там работала группа врачей, наладивших чёрную трансплантологию ещё в середине 1990-х. В секретном отчёте миссии ООН за 2003 год сказано, что у бандитов, потрошивших косовских сербов на севере Албании, были налажены контакты в Турции и на Ближнем Востоке. По делу проходят турок — хирург Юсуф Сонмез, также известный как доктор Франкенштейн, и израильтянин-посредник Моше Арель.
Гвозден Гагич — полковник полиции Сербии в отставке, в начале 2000-х возглавлял госкомиссию по пропавшим без вести. Он и положил начало всей истории, обратившись к Карле дель Понте и предоставив ей информацию о местах содержания исчезнувших людей и маршрутах их переброски в Албанию. По его словам, необходимо объединить все разрозненные дела в одно и проверить, чем занимались арестованные сейчас в Приштине албанские врачи. По его словам, также очень важно то, что пересаженный орган сохраняет ДНК донора. Нужно провести мониторинг всех операций по трансплантации, которые проводились в регионе в тот период.
В завершение, наверное, стоило бы упомянуть, что независимость Косова, которую поддержал Запад, расчленив Югославию, после всех подробностей о торговле органами получает вполне отчётливую людоедскую подоплёку — суверенитет, окрашенный человеческой кровью.
Андрей Бабицкий