В современной украинской (да и в советской) историографии Богдан Хмельницкий является почти что богом. Окружают же это божество многочисленные апостолы и последователи, которые все как есть одержимы идеей принести свободу на украинские земли, избавив их от ненавистного ляха.
Вообще, образ не новый и сильно смахивает на мессианские шаблоны.
Горящие глаза, насупленные брови, движения выражают праведный гнев. Из-под одежды топорщатся могучие мышцы, рука потянулась к эфесу. Ну, все! Дрыщи/дрожи супостат, не избегнуть тебе справедливой кары!
Вот только насколько хорош этот образ для литературного произведения или оболванивания налогоплательщиков/уроков истории, настолько же мало он соотносится с действительностью, хоть с украинской, хоть с любой другой, ибо жизнь, она, знаете ли, попроще и поразнообразнее будет.
Вот, например, хорошо известно, что во времена противостояния козаков (далее буду писать на украинский манер – через «о») и поляков дополнительным бедствием были набеги крымских татар, которые угоняли зарождающуюся украинскую нацию в рабство.
Козаки же выступали защитниками православного населения от польских притеснений с одной стороны и от татарских набегов – с другой. Но это только в современных мифах.
В реальности козаки имели очень сомнительную репутацию среди местного населения, и это подтверждается как украинскими, как польскими, так и турецкими документами.
Все они дружно говорят о том, что козаки не только не особо-то защищали украинцев от татарских набегов, предпочитая сохранять нейтралитет, но и сами помогали крымским татарам предаваться этому промыслу. И Богдан Хмельницкий здесь в стороне не был.
Еще до революции этнографы собрали на территории нынешней Украины несколько старинных песен, где Хмеля-Хмельницького поминают очень недобро, желая ему скорой смерти. Причиной такого отношения песни называют то, что он «учинил «ясу» (ясак – прим. автора)… велев орде (татарам – прим. автора) брать девок и молодиц».
Примерно тогда же на Черкащине, т. е. совсем недалеко от тех мест, где была вотчина Хмельницкого, где так сказать, не только «Шевченкив край», но и «Сэрцэ Украины», местные жители говорили, что «Хмельницькый був такым, що з турком знався. Поидэ к турку, да и продасть ему село или город, а тот потом их разорял и ясу брал».
И такой вот совсем не иконописный облик Хмельницкого, разумеется, ни царской пропаганде, ни советской, ни современной украинской нафиг не нужен, ибо портит всю малину.
Справедливости ради нужно сказать, что Хмельницкий приложил немало усилий, чтобы хотя бы на его землях татары не брали пленных, хотя Польша и дала им такое право. Турецкие документы подтверждают, что некоторое время так оно и было.
Однако татары (националисты могут верещать от учиненной им несправедливости), почти ничем толком не занимались, кроме работорговли. Хан Ислам Герей, видимо, думал, что это будет продолжаться вечно, и позиция Хмельницкого вызвала у него столь сильное возмущение, что он чуть было не разорвал свой союз с козаками.
«Ну как так?» – думал Ислам Герей. «Хочу пленных набрать, а они вместо того, чтобы помочь, еще и сопротивляются!» Ну, разве так можно?»
Звучит дико, но хан и в самом деле хотел, чтобы козаки помогали ему набирать пленных. Татарские националисты обычно здесь рисуют образ могучего воина-кочевника, этакую грозу степей, которая бесстрашно вступала в бои со славянами и гнала их, волков позорных, в плен.
Но на самом деле никто там особо не воевал, поскольку предпочитали просто договариваться и уводить пленных без боя.
И понимая это, крымцы активно использовали политические связи, в результате которых козацкая старшина оказалась в положении, когда она действительно должна была помогать крымцам выводить пленников со своих же земель, чтобы не оказаться врагами сразу татарам, полякам и туркам.
Так в 1649 году крымские татары вывели из Украины около 40 тысяч пленных. По разным данным было разорено от 12 до 70 украинских городов и еще 970 белорусских больших и малых населенных пунктов. И все это татары делали в сопровождении козаков.
Таким образом поляки расплачивались с татарами за мир, о чем нынешняя украинская пропаганда предпочитает молчать, рисуя облик поляков, как чуть ли не спасителей от темной Московии.
Некоторые историки стараются замять козацкую роль в этом деле, утверждая, что козаки на самом деле следили за тем, чтобы татары действовали в рамках, однако документы говорят о том, что все это сопровождалось погромами, грабежами и тому подобным.
Отчасти это объясняется еще и тем, что козаки выделяли себя из простого народа, считая его ресурсом, а себя особыми людьми. Одна из козацких хроник прямо говорит, что козаки «много городов облапошили» и, что татары взяли в неволю людей, а козаки награбили имущества, после чего города опустели.
Сохранились даже сообщения (украинские), что козацкие полковники обманом проводили в города татар. То же самое пишут османские хроники, говоря, что Крым обогатился не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству татар и козаков.
Один из турецких историков говорит, что Ислам Герей участвовал в 71 походе против поляков совместно с козаками и 8 раз ему за это платили правом брать пленных, общее число которых составило до 800 тысяч.
Тот же историк говорит, что через десятилетие после окончания украино-польской войны в Крыме жило в 5 раз больше славянских невольников, чем мусульман. Даже если это преувеличение, наверняка оно взялось не на пустом месте.
И это стало возможным благодаря тому, что именно ясырьбыл тем, чем платил Хмельницкий за татарскую поддержку. Турецкие хронисты прямо писали, что сто тысяч татар живет только набегами, и что 80 тыс. козаков часто промышляют тем же.
Для самих турок это сулило немалый доход в виде пошлин, налогов и т. п. Да и вообще хаос на сопредельных территориях их вполне устраивал. Тем более что, когда козаки совершали набег на владения турок, с Польши можно было взять компенсацию за убытки, в чем Турция немало преуспела.
Неудивительно, что козацкие гетманы не раз пытались, вопреки «иконописному» облику, принять турецкую протекцию.
В случае успеха, татары не могли бы брать на этих землях пленных, поскольку османские законы запрещали подобный промысел на территориях подчиненных султану. Но не сложилось.
В конечном счете, несмотря на все разногласия с Московским царством, вектор был взят на северо-восток, и уже в составе сначала Московского царства, а потом Российской империи, татарским набегам, как и работорговле, был положен конец.
И упразднение украинского козачества во многом объяснялось тем, что только дурак стал бы держать на западных границах многочисленное войско, хранящее память о столь сомнительных операциях как продажа своих же единоверцев в рабство.