На прошлой неделе в Латвию приезжала «президентка» Беларуси в изгнании мадам Тихановская. Принята была на самом высоком уровне — Президентом, Премьером и Министром иностранных дел. Обласкали, покормили. Денег не дали. Но пообещали, что как только она начнет реально свергать Лукашенко, они ее поддержат бурными аплодисментами, переходящими в овацию.
А до нее к нам в Латвию приехали белорусские «беженцы» от «рыжыма кровавого Батьки». Количеством в 21 борца. Приехали просить политического убежища. А вот это у нас — запросто. Кто из белорусов не в курсе, в Латвии есть даже специальный центр для приема борцов с «рыжымами». Находится он примерно в 15 километрах от Риги, в лесочке. Местечко называется «Муцениеки» (Мученики?).
Там построены эдакие казармы, куда наши власти селят всех борцов с «рыжымами», попросивших убежища в Латвии. Иракцев, пакистанцев, марроканцев и еще хрен знает кого. В том числе и белорусов. Своим приютившимся беженцам щедрые латвийские власти выдают пособие — аж по 3 евро в день. Столько стоит чашечка кофе на Домской площади. И предписывают с первого дня пребывания изучать латышский язык с утра до вечера. С этим у нас в Латвии строго!
Отпускается на изучение языка беженцам 10 месяцев. Потом — экзамен. Не сдашь — не получишь разрешения на работу. Кстати, будущую работу и место проживания после 10 месяцев «беженства» ты должен найти сам, в течение этих же 10 месяцев. Не нашел — твои проблемы. Через 10 месяцев тебя из бесплатной казармы выселят. Вот эту политику по отношению к «беженцам» латвийских властей я очень даже поддерживаю.
Латыши — отличные педагоги в том смысле, что показывают «эйропу» во всей ее красе. Прискакал эдакий шустрый «беженец», настрадавшийся под гнетом Лукашенко, — а-а-а! Дайте мне денег! Дайте мне европейских свобод! А они ему: выучи-ка сначала латышский язык… За 3 евро пособия в день и койку в казарме. А потом ты выйдешь на латвийский рынок труда, где официальная безработица — 8,5%. А реальная — 15–17%.
***
Есть еще такой кластер «беженцев» — с деньгами (небольшими), умненькие, креативные, айтишные. Они наивно полагают, что их маленький «интеллектуальный» бизнес может работать в любой точке мира по Интернету. Открыл ноутбук, начал щелкать по клавишам — и ты уже в шоколаде. Эти тоже страшно удивляются, что в Латвии все не так, как в Беларуси.
Буквально через 2 недели к ним придут строгие пожилые дамы из службы Госдоходов и начнут требовать денег. На латышском языке. И отмазка «я не понимаю по-латышски» не спасет. И знание английского со словарем не поможет. В Латвии все только на их экзотическом языке. Надо нанимать переводчика и платить деньги. И латвийскому государству, и переводчикам.
Причем налоги на «айтишников» в Латвии сильно выше, чем в Беларуси. И взимаются они, в отличие от «батькиной» Беларуси, жестко. Здесь за «биткоинами» не спрячешься — разденут до трусов враз. И посадят, если будешь рыпаться.
***
Есть еще один прикольный вид «беженцев» — богатенькие буратинки. Этим в 2008 году Латвия сделала предложение, от которого нельзя отказаться. Вот такое: если вы купите недвижку в Латвии на сумму 250 тысяч евро, то получите бонусом временный вид на жительство (ВНЖ) на 5 лет — «золотую визу» — с бесплатным правом продления. На себя и всю свою семью. Сможете кататься по Шенгену без виз. И отдыхать в своем особняке в Юрмале, сколько захотите.
И понеслось… Недвижки в Латвии (дорогих квартир в Риге и домиков в Юрмале) понакупили более 10 тысяч россиян, украинцев, белорусов. ВНЖ получили около 20 тысяч буратин. Объекты недвижимости ценою в 250 тысяч евро разлетались, как горячие пирожки. В латвийскую экономику потекли миллиарды евро… Как же! Роскошная страна!
Но недолго музыка играла. В 2017 году латыши задумались: а с чего этим богатеньким русским, украинцам, белорусам мы продлеваем ВНЖ бесплатно? Пора бы уже брать с них деньги. Сказано — сделано. Теперь каждое продление «золотой визы» стоит 5 тысяч евро. По тысяче евро в год с каждого члена семьи богатенького русского буратинки.
Латыши — они такие, они по жизни любят жить за счет большого восточного соседа. В чем еще засада: цена «элитной» недвижки за 250 тысяч евро в Латвии с тех пор сильно упала — раза в два. То есть плюнуть и продать то, что на пике эйфории накупил, за те деньги уже не удастся. А содержание квартир-домов в Латвии стоит многие десятки тысяч в год (налоги, отопление, освещение, охрана…). Буратинки подсчитали и прослезились. Слезы текут до сих пор, стекая ручейками в холодное Балтийское море...
***
Есть еще одна разновидность «беженцев» — популярные медийные персоны вроде Тихановской. Их латыши и прочие литовцы тоже принимают, даже на самом высоком уровне. Но только на полчаса. Приняли, поручкались под телекамеры — и до скорой встречи, которая не случится никогда. Латыши/литовцы/эстонцы — они умнее, чем вы думаете.
Они прекрасно понимают, что эти все соросовские «борцуны за демократию» — ни о чем. Они — наемные танцоры на один танец. А что сами танцоры думают, будто их вот-вот, прямо сейчас возьмут замуж на всю жизнь и поселят в фамильном замке, — так это пустое. Когда закончится музыка, их в лучшем случае проводят до той табуретки, на которой они сидели до танца. А обычно и не провожают. Сама типа дорогу найдешь...
***
Для справки белорусским «беженцам»: по данным на начало 2020 года (до прибытия беженцев из Беларуси), в центре соискателей убежища в «Муцениеки» пребывало 57 персон. В основном из таких стран, как Пакистан, Нигерия, Афганистан и Ирак. Сидели и упорно учили латышский язык.
Шучу. Никакого латышского языка они, конечно, не учили. Зачем он им? Они пересиживали срок на убогое латвийское пособие 3 евро в день и налаживались сбежать в страну побогаче. Типа Франции или Германии, где теплее и пособие больше. Их таких из «Муцениеки» уже много сбежало. Не прижились.
Юрий Алексеев