Виктор Мараховский подвёл итоги очередного исследования американской прессы на предмет публикаций о России. Из 1227 релевантных публикаций про Россию с 1 августа по 15 ноября сего года — публикаций позитивных насчитано около нуля.
Публикаций, которые можно расценить как нейтральные («нет, русские не запустили токсичный хештег о победе Трампа»; «нет, русские не повлияли на результат выборов»; «русские отрицают свое вмешательство в выборы»), — 46 штук, или четыре процента от общего числа.
Остальные 96 процентов — это даже не повторение, а тупорылое вколачивание в целевую аудиторию одной и той же мантры: русские вмешиваются в выборы, русские взламывают ваше сознание в соцсетях, русские топят за Трампа, русские распространяют фейки.
Вколачивание это было настолько уныло и беспросветно, что тут даже нечего осмысливать: где-то в кабинетах или на удаленке сидели какие-то, ничем в действительности не интересующиеся в своей массе, журналисты и редакторы, которые с периодичностью пять раз в сутки (как, например, в CNN — 570 публикаций за 106 дней) раскрывали рот, чтобы сообщить:
— Путин мечтает поддержать своего бро Трампа и вмешаться в наши выборы,
— Россия продолжает попытки взломать наши выборы,
— Российские тролли воздействуют на аудиторию,
— Соцсети недостаточно контролируют деятельность русских хакеров и троллей,
— Голосуя за Трампа, ты голосуешь по указке темного лорда Путина.
Это не имело и не имеет, конечно, никакого отношения к России. Это элемент внутренней медиажизни США — страны крайне слабо эрудированных масс и при этом непрерывного электорального цикла. Страны, где задачей медиапушек, лупящих по внутренним врагам, является непрестанное засыпание аудитории одними и теми же суггестивными мантрами, мантрами-внушениями, призывающими прийти на ближайших выборах и проголосовать за кого надо (это, если вдруг вы подзабыли, называется демократией).
Впрочем, ничего нового. Примерно такая же ситуация была в прошлые годы. Но кое-что в США всё-таки изменилось. Теперь они всерьёз глушат не только мифических русских троллей, но и собственных неугодных граждан, и даже президента:
Две тысячи двадцатый год принес в эту бодрую демократию только одно нововведение: соцплатформы-гиганты Facebook и Twitter начали цензурировать подконтрольное им медиапространство в пользу кандидата от демократов Джо Байдена.
То есть:
— затыкать проявления коллективного сознания, глорифицирующие Трампа как «борца с мафией извращенцев» (см. запрет Qanon), — при полном попустительстве зеркальной конспирологии, демонизирующей Трампа как марионетку Путина и покровителя белых расистов,
— затыкать самого Трампа каждый раз, как он высказывал что-нибудь, расцененное как неправда «независимыми экспертами, привлеченными соцсетью» (мне удалось найти данные на 19 октября: Трамп был заткнут 65 раз, а ведь настоящая жесть с почти тотальным затыканием Трампа была еще впереди),
— затыкать расследования даже самых мейнстримных СМИ, посвященные тому, как резвились Байден и его семья на Украине (тут Twitter и Facebook выступили вместе и весьма результативно — о приключениях Байдена-младшего, описанных New York Post, большинство избирателей-демократов так и не узнали).
Фактически мы наблюдали построение тоталитарной державы информационного XXI века, которое закончилось буквально на наших глазах. Державы, где держатели медиапространства одновременно продвигают фантомы (вроде того же русского вмешательства, которого, как констатировал 5 ноября глава Агентства по кибербезопасности и инфраструктурной безопасности США Кристофер Кребс, просто не было) и банят возражения, а после волшебного прироста поддержки демократов на 14 миллионов голосов банят голоса сомневающихся и продвигают — в ритме тех же мантр-внушений — тезис «нет, никаких подтасовок не было, Трамп врет, трамписты тоже врут».