Окончание Второй Мировой войны не принесло межэтнического мира на территорию Польши, на которой проживало значительное количество белорусского населения. Противостояние вылилось в жестокую резню, совершенную в январе-феврале 1946 года польскими националистами.
К сожалению, об этом знают даже меньше, чем об уничтожении евреев поляками уже после изгнания гитлеровцев с территории Польши.
С момента распада земель Российской империи на ее западных рубежах сформировался клубок межнациональных противоречий. Многие территории со смешанным населением стали местом жестокого противоборства между представителями различных этносов. В результате войны всех против всех и подписанного в 1921 году Рижского мирного договора земли Западной Белоруссии и Украины стали частью Польши.
Однако это не привело к миру между народами. Польские власти стали проводить активную политику полонизации, которая вызывала острое недовольство местных жителей из числа украинцев и белорусов.
Неудивительно, что многие из них будут воспринимать «польский поход» Красной армии 1939 года как освободительный.
С приходом на эти земли в 1941 году нацистов последние начинают активно реализовывать политику по принципу «разделяй и властвуй. Во многом эта стратегия окажется эффективной. Даже партизанское движение не будет единым, несмотря на наличие общего врага: гитлеровской Германии. Сформируется прокоммунистическое движение, а наряду с ним и националистические польские организации, которые будут не на жизнь, а на смерть воевать друг с другом.
Освобождение Подляшья Красной армией также не принесло мирного сосуществования народов на эти земли, так как степень межэтнической ненависти достигла к тому моменту точки невозврата. Так, польский деятель правонационалистической подпольной организации Национальные вооружённые силы «Narodowe Sily Zbrojne» Новицкий недвусмысленно описывал те события: «На всей этой территории кипели — как в котле — ненависть и месть. Жестокость проявляли все без исключения. Все национальные группы ненавидели друг друга».
Взаимное межэтническое напряжение после окончания войны не исчезло. Более того, оно усилилось, потому что исчез общий враг в лице нацистских оккупантов.
Дополнительным фактором для противостояния между белорусами и поляками стал послевоенный вопрос о границах между Советским Союзом и Польшей.
Для многих белорусов было крайне неприятной неожиданностью переход под власть Польши Подляшья — Белосточчины, которая по итогам раздела 1939 года стала частью СССР.
Тогдашние настроения белорусских жителей четко передает свидетельство Ивана Жуковского (1905 года рождения): «Немец — зверюга, слов нет. Пока этот зверь жив, на земле житья никому не будет. Но поляки белорусам насолили столько, что белорусы с ними жить ни за что не будут, если только не будет советской власти. Ведь поляк какой? Будь он голодранец, но он обязательно хочет, чтобы шапку перед ним первый снимал белорус».
Поддержка белорусами Белосточчины советской власти дорого им стоила. Националистическая Армия Крайова ответила на это жестоким террором.
Только в ноябре 1945 года на протяжении десяти дней бойцами Армии Крайовой было совершено 56 нападений, в ходе которых произошло 18 убийств.
Но самое страшное было еще впереди.
После Второй Мировой войны в Белоссточчине стали орудовать польские праворадикальные организации. Среди них выделялись Национальные вооруженные силы, которые после освобождения Западной Белоруссии в 1944 году провозгласили своей целью борьбу с «жидокоммуной», а также физическое уничтожение украинцев и белорусов.
Именно эта организация во главе с Ромуальдом Райсом, известного под псевдонимом «Бурый», совершило в январе-феврале 1946 года чудовищную этническую чистку в отношении мирного белорусского населения, проживавшего в Подляшье.
В январе было сожжено два белорусских села. В результате этих бесчеловечных акций было сожжено живьем 46 человек, среди которых примерно 15 детей в возрасте до десяти лет. Всего же за четыре дня карательных действий (27 января – 2 февраля 1946 года) было убито 80 белорусов, включая женщин и детей.
Один из выживших участников тех ужасных событий белорус Василь Лукашук так рассказывал о свершившейся трагедии: «Зашел я в Залешаны, а там еще все дымится… Люди рассказали мне, что как загорелась хата, в которую их согнали, то они дотерпели в середине, пока не загорелся потолок. А тогда кинулись в окна. Но дом еще обстреливали, поэтому некоторых прямо так и убили под окнами, но другие убежали».
При этом каратели демонстрировали в ходе террора нескрываемый цинизм, называя проводимые действия не иначе как «пацификация». А Ромуальд Райс даже пытался быть максимально искренним в отношении истребляемых жителей: «Белорусы, ваша земля здесь, но глубже. Ни одной души из деревни Залешаны не уйдет».
И хотя официальной причиной массовых убийств была поддержка Советской власти, каратели не скрывали этнического и религиозного подтекста.
При поджоге домов убийцы обходили дома, принадлежащие католическим семьям. В белорусском селе Старые Пухалы, каратели отпустили тех, кто умел молиться на польском языке, прочих — тридцать человек убили.
Бойцы Ромуальда Райса зачастую задавали своим жертвам вопрос о национальности, а затем о вероисповедании, так как по их логике поляк мог быть исключительно католического вероисповедания.
Отряд «Бурого» будет в итоге уничтожен в апреле 1946 года силами Управления безопасности, подчинявшегося польскому коммунистическому правительству. Однако главарю отряда удалось бежать. Арестовали Ромуальда Райса в ноябре 1948 года. Суд вынес ему в Белостоке смертный приговор, который был приведен в исполнение 30 декабря 1949 года.
Современный взгляд польских властей на геноцид белорусов
В 1995 году Ромуальда Райса реабилитируют как борца с советской оккупацией. Внук карателя так впоследствии оправдывал преступления своего кровавого деда: «Местное белорусское население горячо поддерживало присоединение польских земель к Советскому Союзу. Среди них было много сотрудников новой администрации и агентов коммунистической тайной полиции. Капитан Ромуальд Райс воевал против врагов Родины, а среди них было много представителей белорусского населения».
В 2005 году польский Институт национальной памяти посчитал, что действия Ромуальда Райса «имели признаки геноцида» в отношении православных белорусов.
Однако в марте 2019 года тот же Институт назвал свои прежние выводы ошибочными.
Теперь позиция Института выражается в том, что «Бурый» не планировал полностью уничтожить белорусскую или православную общину Польши. Как следствие, по мнению польских историков, винить Райса в геноциде нельзя.
Подобная смена позиций вызвала резкую негативную реакцию властей Белоруссии. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Республики Беларусь выступил со следующим заявлением: «Нашу особую озабоченность вызвал откровенный цинизм отдельных польских «исследователей», на выводы которых опирается заявление Института национальной памяти. В частности, в его оправдание они констатируют, что Бурый имел возможность «сжечь не пять, а гораздо больше белорусских деревень в повяте Бельск-Подляшский».
Никакого влияния критика Минска на позицию официальной Варшавы не оказала.
«Проклятые солдаты» — организаторы террора белорусов Подляшья — последовательно и упорно реабилитируются польской властью.