5 февраля, ровно сто лет назад – в 1924 году, родился человек, который провёл на фронте Великой Отечественной войны всего три дня. И за это время сумел совершить подвиг, который не только обессмертил его имя, но и вообще дал название целому феномену.
Его звали Александр Матросов.
Имя Матросова было стопроцентно узнаваемо абсолютно всеми, кто хотя бы родился в Советском Союзе, не говоря уже о выросших там. Имя-символ… но за этим символом как-то немного потерялся сам живой человек. Даже как-то может показаться, что Саня Матросов возник из ниоткуда, закрыл грудью тот самый дзот и тут же стал героем, минуя все прочие превратности обыденной жизни.
Это совсем не так. Более того, именно узнав биографию будущего героя, начинаешь понимать, как сложна и по-своему интересна была его недлинная жизнь.
А ещё многие сейчас не верят в то, что подвиг Матросова был именно таким, как его описывали в советское время: дзот, пулемёт, амбразура, грудь героя.
Давайте разберёмся и с первым моментом, и со вторым. И узнаем много интересного!
Как вы думаете, каким должен быть человек, готовый пожертвовать собственной жизнью (не просто рискнуть, а именно гарантированно, без шанса на выживание, пожертвовать) ради Родины? Наверное, очень сознательным человеком, который долго готовил себя к такому шагу?
С Матросовым всё обстояло, на первый взгляд, ровно наоборот. Он рос сиротой, трижды сбегал из дому, и даже толком неизвестно, откуда он родом. Беспризорничал, за кражу был отправлен в колонию, оттуда – на завод, а затем он снова сбежал с места работы. Потом – снова колония, и снова работа на заводе.
Согласитесь, настоящий сорви-голова! Но всё резко меняется в его душе, стоит начаться Великой Отечественной войне. Казалось бы, уличный босяк, не испорченный ни воспитанием, ни пропагандой, такой не будет себя чувствовать чем-то обязанным государству – но начиная с 22 июня Александр начинает «бомбить» начальство с просьбой разрешить ему отправиться добровольцем на фронт. Ему не разрешают – больно молод, да ещё и завод, на котором он трудится помощником слесаря – военный, оборонный.
Наконец, в сентябре 1942 года призван в РККА и направлен в военное училище. Нормально жизнь развивается для бывшего беспризорника – станет офицером. Но сам он так не считает: главное для него по-прежнему – скорее попасть на фронт и убивать врагов. И вот он добровольцем, даже не получив звания, уезжает на Калининский фронт и 25 февраля оказывается на поле боя. Получается, ему только-только исполнилось 19 лет.
Вот знаете, даже если бы и не совершил Саша своего знаменитого подвига – и в этом случае его судьба была бы красивым примером моральной чистоты. Трудной судьбы и верного выбора. Мог бы сказать себе: я советской властью обиженный человек, я «этой стране» ничего не должен, «вы нас не знаете и мы вас не знаем»… А он полтора года на фронт просился. И получается, что да – всё это время он готовил себя к подвигу. Самым натуральным образом. Настраивался на него.
И вот 27 февраля Александр Матросов участвует в первом и последнем в своей жизни бою. Возле деревни Чернушки Локнянского района Псковской области немцы обустроили опорный пункт, мешающий наступлению советских войск. Пулемёты противника располагались в дзотах – древесно-земляных укрытиях, неуязвимых для стрелкового огня. Чтобы уничтожить огневые точки врага, было послано три штурмовых группы по два человека, в одну из которых и вошёл Матросов. Не исключено, что и сюда он напросился добровольцем.
К вражескому дзоту Матросов пополз вместе с красноармейцем Петром Огруцовым, который вскоре был ранен и дальше Саня действовал уже в одиночку. Ему удалось забросить в амбразуру две гранаты и пулемёт замолчал. Воспользовавшись этим, бойцы матросовского батальона поднялись в атаку… как вдруг дзот снова открыл огонь. Гранат больше не было, немецкий пулемётчик мог перестрелять всех Сашиных товарищей, пока они добежали бы до дзота. И Матросов решился закрыть амбразуру собственным телом.
Сейчас, конечно, на всё это некоторые смотрят со скептицизмом. Во-первых, говорят они, амбразура – проём достаточно широкий, и не факт, что телом его можно закрыть сразу так, чтобы пулемёт полностью «ослеп». Во-вторых, может Матросов и не сознательно закрыл собой её – а, скажем, случайно. Ну там, неудачно пытался прижать ствол пулемёта к земле, или просто скатился с крыши дзота ненароком вниз. А в-третьих, и вообще, как-то бессмысленно всё это, нет?..
На все эти вопросы – и про «неподходящие амбразуры», и про «невозможность» и «случайность» – есть очень убедительный ответ. Один – но очень большой!
За годы войны подвиг Матросова совершило (и до, и после него) от 200 до 400 (по разным оценкам) человек. Четыреста человек на самых разных фронтах, в самых различных условиях, думали и действовали совершенно сходно – как сердце велело. И у них всё получилось. Так почему не должно было получиться у Матросова?
Все эти рассуждения – от самооправдания тех «умных людей», которые считают, что «живому псу лучше, чем мёртвому льву». А Матросов – считал иначе. И ему не помешало ни отсутствие боевого опыта, ни «плохая» биография. Просто он любил свою Родину именно так, как её надо любить — превыше собственной жизни.