© AFP 2021 / Anatolii Stepanov
Упомянутый выше глава "Укркондпрома" заявил, что цена сахара в течение одной-двух недель в сентябре 2020 года взлетела с 11 до 17 тысяч гривен за тонну. А сейчас сахар стоит 21 тысячу гривен (56,8 тысячи рублей) за тонну и продолжает дорожать. Хотя уже на 30-40% превышает уровень мировых цен. Внутренние цены для украинских производителей подсолнечного масла вдвое — а то и больше — превышают цены, по которым осуществляется экспорт семечек. Цена на пшеницу второго класса поднялась до девяти тысяч гривен (24,3 тысячи рублей) за тонну, что тоже превышает уровень мировых цен. А цена муки превысила 12 тысяч гривен (32,4 тысячи рублей) за тонну. С учетом резкого роста цен на газ и электроэнергию себестоимость производства кондитерских изделий ракетой рванула вверх.
Но дело не ограничивается перечисленными Александром Балдынюком видами сельскохозяйственного сырья и продуктов питания, а также влиянием на рост себестоимости кондитерских изделий. И разумеется, касается все это не только оптовых цен для переработчиков, но и розничных — для конечных потребителей. К примеру, за год цены на сахар, яйца и подсолнечное масло в магазинах выросли соответственно на 55, 52 и 26%. На начало февраля килограмм сахара в рознице в среднем стоил 22 гривны (почти 60 рублей), десяток яиц 38 гривен (103 рубля), а литр подсолнечного масла более 53 гривен (143 рубля). Только за январь белый хлеб подорожал на пять процентов, а пшенично-ржаной — на девять процентов. За тот же месяц на 19% вырос в цене лук и на десять процентов картофель, подорожание которого ранее предсказывалось.
Украинские экспортеры в сложившейся ситуации (а после объявления России о скором введении экспортных пошлин на зерно цены на него на мировом рынке еще больше выросли), наоборот, нарастили экспорт. Украинское государство не делает ничего. Ранее по совету внешних кураторов на Украине принят закон, вообще отменяющий возможность применения товарных интервенций, а госучреждение "Аграрный фонд", которое должно было этим заниматься, расформировано. Экспортные пошлины "западные партнеры" установить не позволят — разве что если в стране начнется голод. А профильных государственных чиновников вся эта ситуация беспокоит только с точки зрения сохранения своих кресел. И если обычно их сохранение как раз и связано с обеспечением продовольственной безопасности, сглаживанием роста цен и т. п., то в случае с Украиной высшие чиновники ориентируются в первую очередь на сигналы из посольств западных государств.
Азарта зернотрейдерам в вопросе экспорта зерна добавляют еще и различные схемы при экспорте (например, формирование фиктивного налогового кредита по НДС или невозврата валютной выручки), которые благополучно существуют благодаря тотальной коррупции и позволяют получать сверхприбыль. Причем участвуют в них и уважаемые транснациональные компании.