Ряд российских журналистов был завербован структурой, связанной с ЦРУ. Расследование ФАН рассказывает об одном из них – Романе Баданине, возглавляющем «Проект.медиа».
Европейский фонд за демократию (EED) и «Национальный фонд в поддержку демократии» (NED) финансировали «Проект.медиа». Контроль осуществлялся с территории США. Полностью с текстом расследования можно ознакомиться здесь.
О том, как глубоко разведка США проникла в российские средства массовой информации и в нашу повседневную жизнь «Журналистская правда» поговорила с Андреем Манойло, специалистом по информационным операциям, руководителем проекта «Вбросам.нет», который занимается разоблачением фейков.
«Насколько глубоко иностранная разведка проникла в наши СМИ, я судить не берусь, но думаю, что это лишь элемент той сети, которая на сегодняшний момент уже создана. Причем элемент не самый главный и не единственный, это уже точно.
Представители разведслужб США активно действуют на территории РФ – это факт. Они принимают новейшие информационные технологии для вербовки и привлечения к конфиденциальному сотрудничеству – это тоже факт. Вербовочный процесс и привлечение источников информации – основная задача разведки, вся их деятельность направлена на получение конфиденциальных источников, желательно ценных.
Все протесты, происходившие в Белоруссии, например, опираются на сетевую структуру, состоящую из конспиративных ячеек, которая создавалась для материальной, информационной и организационной поддержки. Работа по созданию такой сети в России близка к завершению. Сеть есть. Об этом можно судить по тому, что различные элементы этой сети (например, «Проект. Медиа») часто попадают в фокус-внимания общественности.
В плане вербовки действуют достаточно инновационно, прорабатываются новейшие приемы.
Совсем недавно была интересная кампания, когда британская разведка объявила открытый конкурс на замещение двух вакантных должностей для специалистов-программистов, умеющих работать в информационной среде постсоветского пространства. Для того, чтобы на этот конкурс попасть, нужно было удаленно заполнить анкету с подробной информацией о себе. Кандидат присылал анкету на адрес, который был указан на сайте. После этого наиболее интересных кандидатов приглашали на собеседование, обеспечивали им перелет. Это делалось с целью закрепления конфиденциальной связи.
История закончилась тем что каждый из кандидатов, который выкладывал всё о себе и своих возможностях ради того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, получил ответ, что на эти вакансии пришлось взять протеже начальника разведки, двух длинноногих девиц, поэтому возвращайтесь к себе на родину, но мы хотели бы с вами продолжать дружить и поддерживать отношения. Конъюнктура помешала должным образом вас оценить, но вы достойны.
Люди возвращались обратно в те регионы, из которых приехали, фактически будучи оперативными контактами этой разведки. Таким образом, за одну комбинацию создавалась разведывательная сеть. То есть, возвращались они на оседание, чтобы либо через некоторое время с ними был установлен контакт местными представителями разведки, либо они до сих пор находятся на оседании, и этот контакт с ними будет установлен в ближайшем будущем.
Это один из приёмов. Я думаю, что таких приёмов у них целая куча.
Самое главное, приём очень простой. Людей нужно вызывать исходя из необходимости создания регионально-распределённой сети. Например, 3 человека из Тамбова, 3 человека из Иркутска. Будут везде свои люди. А сами эти люди не понимают, что происходит.
При этом, проходя конкурс на эти вакансии, кандидаты сами заполняют подробнейшие анкеты, предоставляют данные о себе, документы. То есть разведке не надо проводить оперативную установку. Раньше кандидатов изучали и пытались собрать о них информацию нелегальными способами, а так они сами раскрывают всё. То есть делают всю работу разведки за эту разведку. Это гениальный ход!
А то, что были открытые вакансии на сайте Ми-6, это нормально. У западных разведок принято размещать открытые вакансии. У них иной кадровых подход, не как у нас. Поэтому в ЦРУ, в АНБ периодически появляются объявления о том, что набираются определённые специалисты. Это не вызывает подозрения у тех, кто знает, как именно работают кадры разведслужб.
И важно при этом понимать, что для того, чтобы цветная революция и организованные протесты были успешными, всегда должны опираться на опорную сеть, на сеть баз. Иначе протесты захлебнутся в тот самый момент, когда закончатся деньги на их проведение, а деньги уходят быстро.
Сначала создаётся сеть, включая информационную сеть. Скупаются региональные СМИ, создаются разного рода расследовательские проекты, которые в нужный момент начинают транслировать информацию из всех утюгов для поддержки протеста и вовлечение людей. А до этого они могут заниматься любой тематикой, хоть бабочек изучать.
Например, «Подслушано» – самые популярные паблики. Потому что у людей есть тяга к инсайду, к тайному знанию. Хочется заглянуть в замочную скважину. Очень много пабликов связано с разного рода разведками или организациями, которые действуют под их крылом».