Некоторое время назад на нашем канале вышел материал, посвящённый активизации сотрудничества России и Ирана по широкому спектру вопросов, начиная от безопасности, заканчивая экономикой.
В начале февраля Россию посетил спикер парламента Ирана Мохаммед Галибаф. Здесь важно заметить, что в Иране, как и в России, идёт противостояние между государственниками (консерваторы) и системными либералами (реформаторы). Нынешний президент Ирана Хасан Роухани является представителем либерального клана, близкого к Демократической партии США.
Именно с Роухани президентом Обамой была заключена ядерная сделка, согласно которой в обмен на отмену санкций Иран отказывался от своей ядерной программы. Но Трамп вернул санкции вновь.
Ранее мы делали материал о визите Галибафа в Москву:
Примерно год назад состоялись выборы в парламент Ирана, на которых убедительную победу одержали консерваторы (государственники). Мохаммед Галибаф, недавно посетивший Москву, как раз является лидером консерваторов и основным претендентом на пост Президента страны. Выборы состоятся уже скоро.
Неслучайно в Москве Галибаф провёл переговоры именно с лидером государственников секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым. Никакой подробной информации об этой встрече в публичном поле не было. Однако после своего возвращения в Иран Галибаф практически сразу же заявил, что его страна готовится ко вступлению в ЕАЭС.
Одновременно с этим парламент Ирана обязал генеральную прокуратуру начать расследование против президента Роухани. Главным обвинением послужило заключение ядерной сделки с Обамой.
Таким образом, мы видим великолепно реализованный государственниками геополитический проект. После вступления Ирана в ЕАЭС организация совершит качественный рывок, став ключевым актором на Евразийском континенте. Границы союза будут простираться от Северного Ледовитого до Индийского океана.
Экономическое значение вступления Ирана в ЕАЭС непосредственно для России также огромно. Это огромный рынок сбыта для наших промышленных высокотехнологичных товаров. Однако даже если рассматривать увеличение иранского импорта в РФ, здесь мы тоже имеем определённые плюсы.
В Персии выращиваются такие же по номенклатуре и качеству фрукты и овощи, как и в Турции. Однако, в отличие от Российско-турецкой торговли, сделки с Ираном будут проходить в национальных валютах. В основном — в рублях. Таким образом, Россия заместит турецкую продукцию иранской, расширив зону обращения рубля. А это миллиарды долларов.
К счастью, на иранском направлении наконец-то намечается прорыв. Как мы и писали ранее, потенциал Российско-иранского сотрудничества не раскрыт и на треть. А с геополитической точки зрения Иран является, пожалуй, самым важным союзником на Ближнем Востоке.
Во всей этой истории есть ещё один немаловажный факт. Иран — ключ к Индии. Без вертикальной интеграции евразийского пространства Россия рискует потерять субъектность, став младшим партнером либо Евросоюза, либо Китая. Объективно экономически мы не можем конкурировать ни с одним из двух геополитических центров. Только объединив усилия с Ираном и Индией, которые не несут для нас геополитической угрозы, мы имеем возможность противостоять нынешним и потенциальным противникам. Уверены, что государственники руководствуются именно такой логикой.
Константин Двинский