Какие сталинские принципы и приоритеты актуальны для современной России и её внешней и внутренней политики?
68 лет назад скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Выдающийся государственный деятель с уникальной концепцией принципов и приоритетов, которую многие считают наиболее адекватной системой безопасного и благополучного существования России в мире. Так это или нет? Чему мы можем научиться у сталинской эпохи?
Общая национальная интуиция, широко распространившаяся уже постсоветское время, точно почуяла тот факт, что фигура Сталина – это нечто большее, чем просто «про коммунизм». Коммунизм – хоть и хорошая, но теория, а Сталин был практиком до мозга костей и только практику считал критерием истины. Поэтому в уважении к советскому вождю мирно объединились люди самых разных взглядов, объединённые державнической платформой. Сталин – фигура, примиряющая всех патриотов.
Первое, чем учит нас Сталин: Россия должна быть не членом чужой системы геополитических координат, а центром своей собственной. Только так! Никакие другие условия, даже самые выгодные, которые нам завлекательно предложат, не должны нас прельщать. «Мы – свои собственные». Так совпало, что дата смерти Сталина совпадает с датой знаменитой Фултонской речи Черчилля, открывшей Холодную войну. Но началась она не с речи, а с отказа СССР присоединиться к создающимся МВФ и Всемирному банку. Понимаете, да? Отказ вписаться в мировую финансовую (долларовую) систему и спровоцировал перевод Советского Союза из партнёров во враги.
Вот сейчас, прямо сейчас, США и Великобритания грозят тем, что следующий виток санкций будет связан с давлением на Россию по её долговым обязательствам. А Сталин говорит нам из прошлого: не надо этого бояться! Думают, что поймали нас на крючок? Так мы оборвём леску!
Можно вывести следствие из этого урока от Сталина: если западные государства пугают Россию тем, что она останется в изоляции – пусть пугают. Выдержали это тогда – выдержим и сейчас. Да как выдержали! В 1945 году полстраны лежало в руинах, а 7 лет спустя практически всё разрушенное было отстроено. Своими силами! Без «планов Маршалла»!
Второе: Сталин показал, что огромное значение для России как союзник в противовес Западу имеет Китай. Если бы не политика Хрущёва, последующие отношения с КНР не осложнились бы на многие десятилетия. Сталин заложил фундамент русско-китайской дружбы, и эта дружба имеет сейчас огромное значение для наших странах в сфере и экономики, и безопасности. Россия и Китай – абсолютно непобедимый тандем.
Третье: среди опасных внутренних умонастроений в обществе особую угрозу представляет тот самый «безродный космополитизм». Это, разумеется, не синоним антисемитизма, как некоторые скажут, а гораздо более широкое явление, включавшее уже вовсю зарождавшееся тогда преклонение перед западным образом жизни, первых стиляг, культа джаза и вот это вот всё. «Тиктокеры», так сказать. Эта зараза поопаснее будет, чем правый и левый уклоны вместе взятые. И с ней надо неустанно бороться.
Четвёртое: массовые репрессии вовсе не так эффективны, как точечные удары по ключевым точкам врагов государства. Сталин ассоциируется с массовыми репрессиями конца 30-х, но почему-то забывается, что на протяжении трёх четвертей его пребывания во главе страны карательные действия органов были преимущественно точечными, а стиль работы Берии и Круглова на посту глав МВД разительно отличался от стиля Ежова и его «троек». И вообще, кто-нибудь помнит, что после войны именно с подачи Сталина была отменена смертная казнь?..
Пятое: Сталин выиграл собственную вполне реальную «войну с терроризмом» – терроризмом бандеровцев, прибалтийских лесных бандитов и так далее. В этом ему помогли умелые, но при этом беспощадные действия, комбинирующие жёсткость силовых мер и изменение самого общественного ландшафта, помогавшего экстремистам. Надо будет – вышлем это западноукраинское село, а надо – другому селу рядом построим школу, больницу и дом культуры. Сочетание кнута и пряника помогло справиться с террористической угрозой и при Путине.
Шестое: залог суверенитета государства – его оборонительные возможности. Мало обеспечивать себя хлебом с маслом – нужно ещё сделать так, чтобы этот хлеб никто не отобрал. Сталин искусно умудрялся проводить модернизацию и усиление вооружённых сил так, что это совершенно не ложилось тяжким бременем на народные плечи, не сосало соки из экономики. Старшее поколение отлично помнит послевоенные снижения цен – и это на фоне атомной гонки! Вывод: гонка вооружений вполне может быть такой, что дилемма «пушки вместо масла» не возникает.
Седьмое: для сверхдержавы естественно иметь свою сферу геополитического влияния и бороться за контроль над ней. Окружение, с одной стороны, собственной страны кордоном дружественных и в чём-то зависимых государств, в сочетании с наличием тех или иных союзников на других континентах – это работающая стратегия обеспечения геополитического равновесия, а следовательно – и мира на планете. Никакого «империализма» тут нет – есть просто разумный баланс сил.
Уроки до сих пор актуальные, а некоторые – прямо злободневные. Так что будем учиться у той эпохи стойкости, мудрости и результативности.