Андрей Колесников из центра Карнеги (не путать с Андреем Колесниковым из «Коммерсанта») задается животрепещущим для либерала вопросом: почему Кремль выигрывает битву за обывателя? Как мне кажется, беспристрастность исследователя ему отказывает — он, скорее, размышляет над тем, есть ли шанс у либералов все-таки выиграть эту эпическую битву.
Вот ответ журналиста: «Бедное и стареющее население зависит от государства и в большей степени управляемо: его политическую лояльность можно купить социальной поддержкой в предвыборные периоды или в ситуации экономического кризиса (на это ресурсы все-таки есть)».
Полагаю, автор прав: социальной поддержке неработоспособного населения в Кремле уделяют довольно много внимания. Во всяком случае, пенсии выплачивают ритмично, не то что при Ельцине. И неработоспособное население с благодарностью голосует за Путина, что во многом обеспечивает ему победу за победой на выборах.
Однако всем интересно, выигрывает ли Кремль битву за «детей». Ведь именно молодые россияне наиболее подвержены внешнему влиянию, именно они являются главными противниками действующего президента и выходят на акции протеста по зову авторитетного в их среде Навального.
Сравнительно недавно иностранный агент «Левада-центр» по заданию «Открытых медиа» Михаила Ходорковского провело опрос «Отношение к новому сроку Владимира Путина». Как раз в его материалах можно найти ответ на этот вопрос.
На первый взгляд, ситуация выглядит удручающе.
Как мы видим, среди молодежи (18–39) больше половины не хотели бы видеть Путина в качестве президента после 2024 года. Что, на мой взгляд, объяснимо, поскольку люди в этом возрасте являются наиболее активными потребителями фейков из соцсетей. Но и удивительно — это трудоспособная аудитория, которая, по идее, должна уметь решать бытовые проблемы сама, без оглядки на государство. Впрочем, этот феномен относится, скорее, к социальной психологии.
Тем не менее смотрим дальше и пытаемся понять: насколько опасной для страны является эта вроде бы весомая доля недовольных? То есть нас интересует, как много народу готово выйти на улицы, чтобы свергать режим.
Заметьте, 7 процентов — это доля от тех, кто не хочет видеть Путина президентом после 2024 года. Всего недовольных, как указывает «Левада», 41 процент. Таким образом получается, что в акциях протеста готовы принять примерно 3 процента россиян (что примерно соответствует моей интуитивной оценке). Из страны собралось уехать и того меньше — 2 процента.
Другими словами, даже вполне рукопожатная соцслужба не оставляет надежд Ходорковскому и Навальному: биться на баррикадах за все хорошее против всего плохого способна исчезающее малая часть населения. В США таких активных граждан сегодня гораздо больше. Думаю, в Евросоюзе тоже.
На мой взгляд, в общем и целом битву за молодежь Кремль все же не проигрывает. Мы же с вами реалисты и понимаем, что свести к нулю процент недовольных не удастся ни при каких обстоятельствах.