Ссора с РФ обернулась для Эстонии историческим падением транзитного грузооборота

_________________




Логистическая стратегия Эстонии не поддержит транзитную отрасль страны, которая пострадала из-за пандемии и разрыва с РФ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» доктор экономических наук, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН, главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Николай Межевич.


Эстония не в состоянии увеличить объемы железнодорожных грузоперевозок без участия Российской Федерации. К такому выводу пришел глава «Эстонской железной дороги» (ЭЖД) Кайдо Циммерманн.


По его словам, в последние годы отрасль серьезно пострадала на фоне снижения транзитных объемов, а ухудшилась ситуация из-за пандемии коронавирусной инфекции. В первую очередь на грузоперевозки повлияли ограничения, введенные в странах во избежание роста числа заболевших.

Кайдо Циммерманн добавил также, что сказались и охладевшие отношения Таллина и Москвы, в связи с чем «перевозки в контейнерах в федеральный центр России упали почти на 40% и всего осталось два состава на Москву и Калугу, груженных автомобилями, но поскольку поставок сейчас нет, они не работают». Поэтому ЭЖД сократила около 8,5% сотрудников из-за рекордного падения грузооборота.


«В медицине есть такое понятие, как реанимационные процедуры, то есть когда человек умирает или уже умер, а его пытаются вернуть к жизни. Это может быть успешно или нет.


Так вот концепция эстонского транзита, связанная с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, умерла лет 10–15 назад, поэтому реанимационные процедуры в данном случае не помогут. Точно не в этой цивилизации», – прокомментировал заявление эстонской стороны эксперт Николай Межевич.

Грузы проходят мимо: в каком положении Эстония

Согласно заявлению председателя правления оператора республики, Eesti Raudtee, Эрика Лайдвеэ, транзитные грузы в 2020 году упали на 12%, до 3,5 млн тонн, а пассажиропоток снизился на 25%.

Российские порты в прошлом году приняли несколько миллионов тонн грузов. Для сравнения, в 2018 году морской торговый порт Усть-Луга выдержал грузооборот в 99 млн тонн при пропускной способности 190 млн тонн. Порт Приморск за тот же период имел грузооборот 53 млн тонн нефтепродуктов, в то время как порты Эстонии обработали 36 млн транзитных тонн грузов.


В порту Таллина в прошлом году перевалено на 8,8% грузов больше, чем в 2019 году, но по итогам третьего квартала падение грузооборота составило 20%. Итоги последних месяцев 2020 года таллинский порт по каким-то причинам не раскрывает, в связи с чем судить об ущербе довольно сложно.


Доля транзита из России среди грузов составила около 50%. Предположительно, согласно отчету государственного статистического ведомства Эстонии, транзитный сектор в этой стране составляет 4–10% ВВП. В экспертном сообществе отмечали, что транзитная часть экономики Эстонии составляет 15% ВВП или до 20% ВВП в определенных условиях.

«Эстония потеряла практически все ключевые экономические связи. Конечно, идет какая-то торговля, приходят какие-то объемы грузов, но сегодняшние показатели явно неспособны помочь эстонской экономике в стратегическом плане», – уверен собеседник агентства.

Таллин обратится к РФ

Частичное восстановление железнодорожных грузоперевозок, уверены в Эстонии, потребует возобновления переговорного процесса с Россией и собственниками грузов. Кайдо Циммерманн подчеркнул, что участие Москвы незаменимо и требуется в обсуждении поставок из Китая и Южной Кореи, где начинаются «самые важные контейнерные перевозки».

Российская Федерация встала на вынужденный путь сокращения объемов грузовых поставок через Эстонию из-за русофобской политики и антироссийской риторики Таллина. Решительный шаг российская сторона сделала в 2007 году, когда ОАО «РЖД» остановило поставки нефти в Эстонию. На фоне этого решения экспортеры из РФ перенаправили грузы в другие порты вместо Таллина.


Николай Межевич, рассуждая о среднесрочных перспективах эстонской экономики, пояснил, что небольшой размер государства все же позволяет выстроить минимальную стратегию.


«Это очень маленькая экономика – Эстония далеко не гигант в этих показателях, а, скажем прямо, карлик. Но в этом есть и свои плюсы: очень быстро перебрасываются деньги, правительство мобильно, управленческие факторы хорошие.

Поэтому нельзя сказать, что экономика этого государства совершенно развалится, но и утверждать, что она перейдет к активному росту с такими объемами и масштабами без российского транзита, было бы бессмысленно», – резюмировал эксперт.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 32).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА