Разрастание военной истерии в украинских СМИ порождает совсем уж гротескные формы. Так, украинский телеведущий Артём Овдиенко, используя многочисленные натяжки и передёргивания, взялся доказывать – дословно – что «Российская армия не имеет преимуществ над украинской».
Прежде, чем перейти к опровержению этой наивной наглости, важно понять следующее: такой самогипноз имеет исключительно агрессивную подоплёку. Как мы помним, «Украине нужно ползучее наступление» и «Россия пока ещё не полностью модернизировала свою армию» – и в эту линию отлично укладываются все фантазии Овдиенко. России не нужно бояться потому, что предстоит на неё напасть, а жертву не боятся.
Вообще, конечно, все аргументы телеведущего, единственное достижение и звёздный час которого – заочная матерщина в адрес Путина в 2019 году, крайне поверхностны, чтобы не сказать – глупы. Но, тем не менее, в них тоже отражается украинское «коллективное бессознательное», поэтому стоит их разобрать и разбить.
«Российская армия активно продолжает активизировать технику у границ. Но при необходимости американские истребители точно прикроют Украину с воздуха, чем сделают невозможным россиянам применение их авиации. Без нее российская армия не слишком уж и преобладает над украинской. Такое мнение в блоге “Думки мої тихі” высказал Артем Овдиенко. По его словам, несмотря на то, что у россиян больше современных танков, у Украины есть сверхсовременные американские Javelin, которые эти российские танки элементарно уничтожат. Так же и с артиллерией. Она, как заметил блогер, у россиян действительно современнее и мощнее, а украинцы до сих пор используют советские образцы. “Но от американцев мы имеем сверхсовременные средства обнаружения этой вражеской артиллерии, то есть и здесь у нас с русскими определенный паритет”, – он сказал».
Всё это до боли, до боли напоминает ситуацию аж 13-летней давности, когда российские войска принуждали к миру Грузию. Тогда тоже пели мантры про «легко русским точно не будет» и «грузинская армия модернизирована по самым современным стандартам». Чем всё очень быстро кончилось – напоминать не надо. И стоит ли говорить о том, что за 13 лет российская армия изменилась качественно просто на порядки?
Теперь по пунктам. Вкратце суть «философии Овдиенко» сводится к тому, что американцы обеспечат бесполётную зону для российских ВКС, а уж на земле ВСУ всем дадут жару! То есть, всё преимущество российской армии сводится к господству в воздухе.
Что тут не так? Практически всё.
Во-первых, про американские истребители в украинском небе – это просто влажные мечты. Никто их не обещал Зеленскому, чтобы вот так безапелляционно о них говорить, будто несколько десятков F-35 уже приземлились в Жмеринке. Помимо чисто политического аспекта есть и сугубо технический: откуда будут действовать эти гипотетические истребители? С украинских аэродромов – исключено: не та инфраструктура, взлётные полосы, техобслуживание и пр. Стало быть, аж из Польши, на пределе дальности и с большим временным лагом реагирования? Так много не навоюешь! А авианосец в Чёрное море на подгонишь.
Далее, есть такая штука как ПВО. По общему мнению западных экспертов, Россия сделала ставку именно на него, чтобы компенсировать частичное отставание в качестве авиации. Понятие A2AD (anti-access/area-denial) – головная боль натовских стратегов. Россия крайне интенсивно развивала свою противовоздушную оборону за последние годы – напряжённее, чем все прочие роды войск, и в итоге создала многоуровневый барьер для всех видов летающих объектов, от крылатых ракет и беспилотников до пилотируемой авиации всех поколений. Какой уровень потерь для ВВС США станет неприемлемым? А потери начнутся очень быстро. За несколько десятков вылетов можно потерять сразу несколько самолётов общей ценой в полмиллиарда долларов.
И получится выразительная в своей асимметричности ситуация: российское ПВО с территории РФ не даёт летать американским и украинским самолётам, а российская авиация пользуется этим и действует свободно. А развернуть встречную систему американского ПВО на Украине – дело совсем не мгновенное. Тем более, в войне, где всё может решиться за считанные неделю-две.
Идём дальше. Кто вообще сказал, что российская армия не способна побеждать без господства в воздухе? Безусловно, с поддержкой авиации действовать эффективнее и быстрее, но Иловайск и Дебальцево как-то успешно состоялись и без поддержки с воздуха. Такая простая мысль в голову не приходит?
Дальше – про танки и артиллерию. Всё-таки волшебным образом Овдиенко «палится» в истинном смысле своих мантр, говоря про «Джавелины». Дело в том, что те несколько десятков американских ПТУР имеют хоть какое-то значение исключительно при их концентрации на небольшом участке фронта — то есть, на острие украинского наступления. «Размазать» их по несколько штук на каждое направление, откуда Украине грозит российский удар – из Брянской, Воронежской, Белгородской областей, Крыма, и эффект будет нулевым, просто потому что одинокий расчёт «Джавелина» наступающим банально можно игнорировать, обойдя стороной.
Не имеет смысла говорить о стратегическом значении такого малого количества путь даже и эффективных ПТУР, да ещё и с весьма ограниченным боезапасом, когда нужно прикрыть тысячи километров границы.
Контрбатарейная борьба? Да, американцы прислали артиллерийские радары, но Овдиенко снова упорно игнорирует тот факт, что их прислали в количестве для «малой войны» – по нескольку штук на Донецкую и Луганскую область. И что-то, будем откровенны, они так и не смогли заставить замолчать республиканскую артиллерию за все эти годы. То есть, не такое это уж и чудо-оружие.
И вот теперь мы переходим от мифов про «качество» к фактам про «количество». Которое решает. «Бог на стороне больших батальонов». И снова поневоле сталкиваемся с вполне определённой логикой украинской мысли.
Дело в том, что если столкнуть украинскую и российскую армии на небольшом (пусть даже относительно) участке фронта, то и в самом деле «могут быть варианты». Концентрируя большую массу войск на небольшом участке и имея некоторое преимущество во внезапности, можно продавить фронт в ЛДНР и потом, не считаясь с потерями и подтягивая заготовленные резервы, развивать наступление. В этом – агрессивно-наступательном – смысле Овдиенко пусть и не прав полностью, но и не так уж неправ.
Но говорит-то он формально о другом! О том, что Россия, де, нападёт, а мы её успешно разгромим. Но ведь если «Россия нападёт» всерьёз, то прикрывать придётся сразу несколько направлений, вплоть до обороны Киева. А это уже совсем не узенький условный «ринг», а огромные пространства, где нужно успевать маневрировать, перебрасывать войска и т.п. И вот там преимущества уже на стороне РФ, ибо у нас от границы короче плечо снабжения, помогает зона ПВО, да и банально можно бить из РСЗО и ОТРК по украинской территории. И в этом – оборонительном – контексте какие-то преимущества ВСУ могут только пригрезиться.
В общем и целом, мы получаем ещё одно убедительное доказательство того, что «Россию не боятся» в сугубо агрессивном аспекте, в реальное её нападение не верят, связанные с ним риски не рассматривают и не анализируют. А просто убеждают себя в том, что «если война начнётся по нашим правилам», то «мы в ней победим». Но всерьёз полагать, что противник будет поддаваться – наивность на грани самоубийства. Которое, судя по всему, они там и готовятся совершить…