Умные учатся на чужих ошибках. Глупые ― на своих. А националисты всех мастей вообще не учатся. Даже когда им со всех сторон орут во весь голос «не делай так, тебе от этого будет хуже» и рассказывают, в чем хуже и насколько хуже. Главное для них ― наступить на все возможные грабли, получить по лбу черенками каждых из них и… обвинить предупреждавших об опасности в том, что это именно они вынудили их отправиться в столь бездумное путешествие. Из стремления «загнобить маленькую (или не очень), но свободолюбивую нацию, веками изнывавшую под гнетом злобного соседа». Казалось бы, куда как более показателен пример Украины, а казахские националисты идут точно по их отмеченному граблями пути: выдавливание русского языка из всех сфер жизни, отрицание исторической общности с Россией, обвинение в том, что «Россия их объедала», что претендует на их территории и, наконец, обвинения в геноциде русскими казахов в 1932–1933 годах.
Голод был. Геноцида не было
Да, голод в 1932–1933 годах был. И на Украине, и в Казахстане. А еще ― на Северном Кавказе, в Западной Сибири, Нижнем Поволжье. Помимо того, в США, Германии, Чехословакии, Польше, Румынии… И уж за границей «злобные русские, устроившие геноцид казахского народа», никак не могли организовать голод. Хотя с фантазией у националистов проблем нет, и, не ровен час, они и такое сочинят. Сочиняют же западенцы, как во Львове, вошедшем в состав УССР только в 1939 году, в 1933-м «злобные москали» ссыпали зерно в реки, чтобы уморить голодом свободолюбивых украинцев. Они сочиняют, а легковерные туристы, путешествующие по «местам боевой славы Бандеры» (кстати, никогда в жизни из-за своей тщедушности и карликового роста не надевавшего военной формы), охотно развешивают уши. Это не выдумка автора: ее подруга-киевлянка, съездившая в отпуск на Западную Украину, с возмущением рассказывала об этом «зверстве большевиков»!
Голод был. Страшный голод. Но, в отличие от земледельческой Украины, связанный, прежде всего, с падежом скота, и лишь во вторую очередь ― с предшествующим ему неурожаем зерна (если на 1928 год доля Казахстана в общесоюзном производстве зерна достигала почти девяти процентов, то в 1932-м упала до трех). И страдали от голода, как и на Украине, люди разных национальностей. Например, бабушка мужа автора вместе с его дядьями и тетками голодала в тот год в земледельческом селе близ городка Мамлютка в нынешней Северо-Казахстанской области.
Помимо общих для обеих ныне независимых республик неурожая зерновых и ошибок, допущенных при коллективизации и налогообложения, исследователь Д. Верхотуров выделяет чисто казахстанские особенности. Во-первых, крайне низкая плотность дорожной сети Казахстана, практически нулевой потенциал грузового транспорта, огромные, в сравнении с Украиной, расстояния до большинства поселений от городов и железнодорожных станций. И все это не позволяло своевременно оказать помощь голодающим. Во-вторых, более сильная «завязанность» кочевого скотоводства на природные условия. А зима 1932–1933 годов была очень снежной, да еще и из-за ледяного дождя скот ранился, пытаясь добыть траву из-под наста. В-третьих, более сильное влияние на «голытьбу» местных баев, которые всячески старались навредить власти, чтобы сохранить главенствующее положение в родоплеменной общине. В-четвертых, еще худшие, чем на Украине, условия хранения продовольственной помощи, приводившие к еще большей ее гибели.
Общими были вопиющие злоупотребления при распределении этой помощи, а также «действующие лица», замешанные в злоупотреблениях. По итогам расследования, проведенного в связи с голодом, за разворовывание продпомощи, выделение ее друзьям и родственникам, продажу бесплатной продовольственной помощи на базаре (денежки, естественно, шли в собственный карман) было осуждено более 1800 человек. Причем практически все привлеченные к ответственности являлись до этого самыми яростными «казахизаторами».
Кстати, про «казахизаторство», проводившееся в рамках общесоветской программы «коренизации» национальных окраин. При 57,1 проц. казахов в численности населения Казахстана в начале 1930-х этнические казахи составляли 69 процентов сотрудников райисполкомов и возглавляли 65 процентов аулсоветов, сыгравших главную роль не только в процессах разрушения традиционных правил ведения сельского хозяйства, «обезжиривания» казахских хозяйств от «излишков» скота, но и в том, что продовольственная помощь так и не дошла до голодающих. Именно из-за их «стараний» Сталин в те дни был вынужден написать в письме Кагановичу: «Из четырех миллионов пудов хлеба, выданных Казахстану на помощь слабым колхозам и скотоводческим районам, остаются неиспользованными еще 600 тысяч пудов».
Как завещал великий… Гитлер
Корни как украинских, так и казахстанских мифов о «геноциде» уходят в гитлеровскую Германию. Именно в партийной прессе НСДАП летом 1933 года впервые прозвучали «достоверные» данные о гибели от голода в УССР около семи миллионов человек. В октябре 1941-го в пропагандистской листовке серии 154Z, сочиненной в ведомстве доктора Геббельса, они были «уточнены»: в листовке говорилось уже о 7 910 000 умерших от голода. Именно эта цифра сегодня является «канонической» в материалах по «празднованию» Голодомора на Украине. Примерно тогда же тесно сотрудничавший с идеологом НСДАП Альфредом Розенбергом казахский нацист, покровитель тюркских частей СС и идеолог «Туркестанского легиона» Мустафа Шокай (позже у него подхватил эстафету американский пропагандист-антисоветчик Роберт Конквест) назвал цифру жертв голода 1932–1933 годов примерно один миллион человек.
Ну а дальше, как и в случае с «Голодомором», началось состязание: кто сочинит цифру больше. Причем не обошлось в этой гонке без «небратьев». Украинские «специалисты» из Института демографии и социальных исследований посчитали, что «маловато будет», и озвучили цифру 1 миллион 258,2 тысячи погибших. Казахстанский демограф А. Алексеенко поднял планку суммарных демографических потерь казахского населения до 1,84 миллиона человек, а профессор казахстанского Института истории и этнологии Хангельды Абжанов и вовсе «довел» число жертв голода среди этнических казахов до «не менее трех миллионов». Рекордсменом же в этом вопросе стал Елбасы, заявивший о четырех миллионах жертв-казахов. Притом, что на момент переписи 1926 года в СССР проживали 3 968 289 этнических казахов, а перепись 1939 года показала наличие на территории Советского Союза 3 100 949 этнических казахов.
Но и причислять недостающие 867 340 человек к жертвам голода тоже неверно. В 1932–1933 годах, по данным портала «История Казахстана», с территории нынешней РК в соседние республики и за границу откочевали 1130 тыс. человек. Число только тех, кто ушел в Китай, Монголию, Иран и Афганистан, исчисляется сотнями тысяч, а 676 тыс. человек из них так и не вернулись назад.
Правда, казахские националисты-фальсификаторы стараются избегать упоминания о численности этнических казахов во всем СССР. Причина проста: они оперируют статистикой сокращения населения Казахской СССР между двумя переписями, «забывая» про то, что между этими переписями существенно изменились границы Казахстана. В 1926 году Казакская АССР в составе РСФСР включала в себя, помимо прочего, Сырдарьинскую губернию (население ― 1 млн. 157 тыс. чел., из них казахов ― 876 тыс.) и Джетысуйскую (Семиреченскую) губернию (887 тыс. чел., из них казахов ― 563 тыс.). К 1939 году бо́льшая часть бывшей Сырдарьинской губернии вошла в Узбекскую ССР, а из бывшей Джетысуйской губернии была выделена территория для Киргизской ССР. Только на этой манипуляции казахские националисты ― наследники Геббельса с легкостью получают до двух миллионов потерь населения «от голода».
Заказ от спецслужб Запада исполняют в высших эшелонах власти
Как мы видим по новостям из Казахстана, «геноцидный» вопрос в последнее время не только вышел на высший государственный уровень, но и резко обострился на фоне начатой политики «геть від Москви», так хорошо знакомой по недавнему украинскому прошлому. В 2018 году представители партии «Жана Казахстан», ныне входящие в созданный К.-Ж. Токаевым Национальный Совет Общественного Доверия (НСОД), презентовали в Вашингтоне меморандум «О признании геноцида казахов» («Ашаршылык»), подготовленный националистом А. Сарымом, ставшим недавно депутатом парламента от правящей партии «Нур Отан». Кстати, по данным портала «Русская весна», Сарым поддерживает связь с П. Залмаем, сотрудником украинской резидентуры ЦРУ.
В июне 2020 года группа депутатов мажилиса призвала ООН, ОБСЕ, Конгресс США и Европарламент признать геноцид казахского народа в 30-х годах ХХ века. С их подачи в парламенте ждет принятия законопроект, списанный с украинского образца, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание этого «геноцида». Причем прецедент уже имеется: в 2015 году на четыре года за это был осужден 37-летний блогер Ермек Тайчибеков, которому вменяли в вину публикацию статьи «Никакого голодомора казахов не было».
Дань потворства пропагандистам казахского «голодомора» отдал и нынешний президент страны, создавший очередную комиссию, результат «работы» которой вполне предсказуем: менталитет у населения такой, что вывернутся наизнанку, но угодят «самому уважаемому в стране человеку». А он же окружил себя плотным кольцом этнических националистов в государственных структурах. К примеру, в созданный при президенте РК НСОД попали такие одиозные фигуры, как деятели распущенного националистического движения «Жана Казахстан» А. Сарым и Р. Жумалы, известный своей антироссийской деятельностью М. Тайжан, призывавшая лишать половых признаков девушек, выходящих замуж за китайцев, «правозащитница» А. Орынбек, доктор философии К. Жолдыбайулы, грозивший межэтническими столкновениями в случае совместных захоронений мусульман и представителей других конфессий, и другие подобные персонажи. И не беда, что все эти люди, как и значительная часть центральных и областных СМИ, пропагандирующих «геноцидную» тематику, ангажированы различными западными структурами. Такими как Фонд Сороса, институты обеих американских партий, Human Rights, посольства западных государств.
Кстати, о Соросе. Его структуры в Казахстане еще в 2015 году подготовили обстоятельный доклад о казахском национализме, в котором рекомендуется «продвижение казахского национализма в качестве культурного концепта. Необходимо с помощью художественных и документальных фильмов, а также театральных представлений укреплять казахскую идентичность и возрождать историческое самосознание. Нужно популяризировать огромный культурный пласт народного самосознания».
Вот это «национальное самосознание» по украинскому примеру и поднимают в Казахстане, в частности фальсификациями на тему «геноцида казахского народа». Ну неймется ходокам по граблям!
Ольга Киевская,
специально для alternatio.org