Давненько я уже не делал обзоры по американской экономике. Пора эту оплошность исправить. Благо поводов для этого предостаточно.
Но в этот раз будут не относительно абстрактные макроэкономические показатели (хотя цифры тоже могут быть красноречивы), а разбор нескольких конкретных примеров – что, как и почему.
Начнём мы, пожалуй, с новости о том, что на днях издание «Пропублика» опубликовало подробный материал о том, что Илон Маск, Джефф Безос и Уоррен Баффетт уклоняются от уплаты налогов.
Я подозреваю, что сделано это было в рамках объявленной хакерами «Анонимус» войны против Илона Маска, как афериста, лжеца и лицемера (желающие могут найти полный текст их обращения в интернете). А остальные двое пошли прицепом.
Эти трое – Баффетт, Безос и Маск – заплатили в госбюджет США за последнее время огромную сумму примерно в ноль долларов. А в целом богатейшие американские миллиардеры платят в среднем около 4% от своих доходов – и это при том, что шкала налогообложения в Штатах формально прогрессивная.
При этом генпрокуратура США уже возбудилась, и заявила, что будет преследовать… но не Маска и Безоса (это уважаемые люди, они с кем надо поделились), а тех, кто опубликовал «конфиденциальную информацию» об их налогах.
Данные факты, с одной стороны, объясняют, каким образом в США можно стать миллиардером (уклоняясь от налогов, укрываясь в офшорах и не исполняя законов). А с другой они же объясняют, почему у американского государства так всё плохо с финансами – потому что оно насквозь коррумпировано и недополучает огромные суммы налогов со сверхдоходов самых богатых людей и корпораций.
Далее нам эти выводы ещё понадобятся, они объясняют и следующие случаи.
Следующая новость (которая не совсем новость), опубликованная в Telegram Crimsonalter с сайта «Уолл-Стрит Джорнал», мы просто процитируем:
Крупные инвесторы преобразуют пригородные районы, скупая дома и сдавая их в аренду.
Новое поколение домовладельцев прибыло в город Нэшвилл, в его пригороды среднего класса и во многие другие районы по всей стране: крупные инвестиционные фонды, предлагающие в аренду дома для одной семьи. Их появление потрясло рынки недвижимости и аренды, а в некоторых районах привело к повышению арендной платы.
В общей сложности крупные инвесторы потратили около 40 миллиардов долларов на покупку около 200 000 домов, их ремонт и создание компаний по управлению арендным имуществом, по оценкам исследовательской компании Green Street Advisors LLC.
Это шквал покупок по сути представляет из себя огромную ставку на то, что процент домовладельцев [среди жителей США], который в настоящее время колеблется около пятидесятилетнего минимума, останется низким, а арендная плата продолжит расти. Инвесторы также делают ставку на то, что многие люди больше не считают владение домом неотъемлемой частью американской мечты.
Я уже писал о том, что по данным банка «Джей Пи Морган», более половины недвижимости в США принадлежит (прямо или опосредованно) ФРС.
В США всё меньше домовладельцев, и всё больше людей, живущих в арендованных квартирах или домах (и им усиленно внушают, что это хорошо и нормально, и даже модно). Арендная плата во многих штатах при этом постоянно растёт, и даже работающие люди всё чаще вынуждены при этом жить в трейлерах или палатках, потому что аренда неадекватна их заработкам.
При этом в России около 90% живут в своих собственных жилищах, но нам всё равно рассказывают, что здесь нищета, а там процветание и Валинор для эльфов.
Ещё одна свежая новость из США – в мае опять зафиксирован рекордный за 13 лет рост потребительских цен (и, соответственно, рост инфляции). В апреле рост цен год к году был 4,2%, в мае он вырос до 5,4%. Энергоносители при этом за год подорожали почти на 30%. И это только начало.
И хотя проще всего было бы списать это на работу сошедшего с ума печатного станка (что в большинстве случаев так и есть), но есть как минимум два вида товаров, где цены растут существенно быстрее, чем в целом «по больнице».
Это цены на мясо и цены на строительную древесину.
В обеих отраслях ситуация поразительно одинаковая.
И в сфере переработки мяса, и в сфере деревообработки по четыре крупных компании, которые контролируют свыше 90% рынка. И там, и там по две из этих компаний (причём самые крупные) принадлежат иностранцам. И в обоих случаях в наличии все признаки картельного сговора.
Предприятия-монополисты договорились и совместно завышают цены. Причём существенно – дерево выросло в цене почти в три раза, а мясо в среднем в 1,8 раза.
В России тоже бывают такие случаи (вот недавно было с сахаром и подсолнечным маслом, но, опять же, не так сильно), но государство оперативно вмешивается и принуждает предпринимателей, скажем так, быть менее жадными. Перефразируя Аль Капоне, уговорами и дополнительными налогами/акцизами можно добиться гораздо больше, чем просто уговорами.
В США же свято верят в невидимую руку рынка, поэтому цены продолжают расти. Байден при этом озабочен правами меньшинств и экологией, а не экономическими проблемами.
Сверхбогатым (в том числе иностранным) всё, а остальным – закон. Старая тактика латиноамериканских банановых диктатур.
Собственно, этот антикоммунистический идеал, когда всё принадлежит кучке сверхбогатых, а остальные – бесправные и презираемые, описан ещё Алисой Розенбаум в её «Атлант расправил плечи». И они к нему последовательно стремятся. Тоталитарная секта имени Милтона Фридмана продолжает управлять Америкой.
То, что этот идеал нерабочий и ведёт к краху экономики (потому что людям, которые ничем не владеют, не за что покупать производимые товары) – это никого не волнует.
Коворкинг, коливинг, каршеринг, кодаинг (совместное вымирание).