Москва. 10 июня. FINMARKET.RU -
Такая разная Россия
"Финмаркет" решил проиллюстрировать масштабы различий в экономическом развитии регионов, сопоставив валовые внутренние продукты (ВВП) стран мира и валовые региональные продукты (ВРП) субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения.
Объединенные заполярные эмираты
Москва уже в Восточной Европе
Холодная экономика горячих точек
Дальше соседями российских регионов все чаще становятся развивающиеся страны Африки
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики
"Все крупные страны догоняющего развития - Бразилия, Индия, Китай - отличаются очень сильными диспаритетами регионального развития. Это норма, потому что в первую очередь развиваются регионы с конкурентными преимуществами. А это - крупные города, портовые зоны, регионы добычи востребованных на мировом рынке ресурсов.
Единая экономическая политика может и должна быть: это правила игры, они должны быть общими. Они не исключают возможности предоставления кому-то помощи.
Но приоритеты госполитики везде должны быть разными: кому-то надо развивать инфраструктуру, кому-то поддерживать сельское хозяйство, готовить кадры.
У нас же кто сколько смог оттянуть, тот и молодец. Пока у нас основная политика - все вбухать в Дальний Восток и Сочи, и Кавказ деньгами залить. Это не экономическая, а политическая политика.
Вы забываете маленькую деталь: наши нефтегазодобывающие регионы свой ВРП не видят: происходит его значительное изъятие через налоговую систему. В эмиратах богатства проедают сами, ну или шейхи. Если смотреть по конечному потреблению домашних хозяйств, то в тюменских округах остается 20-25% их ВРП. Поэтому различия по уровню потребления в России - кратно меньше.
Степень разрыва снижается. Если в 2005 году отношение душевого ВРП самой "богатой" нефтегазодобывающей Тюменской области и самой "бедной" Ингушетии достигало 30 раз, то в 2010 году оно сократилось до 13 раз.
Сумма ВРП всех регионов меньше ВВП страны примерно на 13-14%. Это те виды деятельности, которые территориально привязать нельзя: банковская деятельность, безопасность, военные расходы".
Борис Копейкин, рейтинговое агентство Standard&Poor's
"У нас действительно огромный разрыв в уровне экономического развития между регионами. Но отличие ВРП во много раз еще не означает, что у вас и бюджетные доходы отличаются во столько же. Разрыв в бюджетной обеспеченности еще до выравнивания уже не такой высокий, как в уровне экономического развития: есть налоги, которые полностью идут в федеральный бюджет (например, НДПИ). Правда, у нас и после выравнивания (за счет бюджетных трансфертов) разрыв в уровне бюджетной обеспеченности - более чем в десять раз.
Но тут возникает дилемма: чем больше у вас выравнивание, тем меньше стимулов для собственного экономического развития территорий. Если слабые знают, что их в любом случае вытащат федеральной помощью, то зачем развивать экономику? А сильные понимают, что если у них все равно отберут и отдадут слабым, - зачем развивать экономику.
Экономическая политика в разных регионах должна отличаться. И это есть по факту: в Москве один из приоритетов - строительство метро. В других регионах - иные задачи.
Но гибкость регионов, муниципалитетов не так высока. Большинство норм и правил - в бюджетной политике, стандарты социальных услуг, других сферах - регулируются федеральным законодательством. Региональные и муниципальные администрации не так много могут изменить с точки зрения формирования своих доходов и расходов.
Проблема разрыва есть повсеместно, различаются лишь масштабы. В Турции разрыв между муниципалитетами немного меньше, чем в России, но все равно очень большой - в 6-7 раз".
Ирина Ильина, директор Центра региональных исследований ВШЭ
"Ни в одной стране мира такого разнообразия регионов нет. Такой принципиальной разницы, даже по климатическим условиям ни в Бразилии, ни в Индии, ни в Китае не увидишь. К тому же они никогда не были в условиях социализма, когда все пытались привести к одному знаменателю с точки зрения уровня жизни.
Единая экономическая политика для столь разных по уровню развития регионов может быть. Другое дело, что она должна учитывать потенциал каждого региона и стремиться к выравниванию уровня социального развития. Если брать по ВРП, то у нас разрыв между регионами составляет десятки раз. А по уровню заработной платы разница намного меньше. Это есть результат госполитики поддержки отстающих регионов.
Добиться равенства в производстве ВРП невозможно. Многое зависит от природно-климатических условий, национального состава, религиозных особенностей.
Наша региональная политика слаба, много элементов ручного управления. Основы государственной региональной политики были утверждены в 1996 году. С тех пор не обновлялись. Принятая госпрограмма "Федеральная политика и федеративные отношения" содержит не цели, а конкретные управленческие решения и их финансирование для тех или иных регионов.
Федерация должна создавать возможность каждому региону развиваться, исходя из его конкурентных преимуществ. А сила федерации должна заключаться в том, что при решении социальных проблем используются меры бюджетной поддержки.
Мы изучили влияние качества госуправления на экономический рост регионов. Оказалось, что объем господдержки или инвестиций, масштабы миграции мало отражаются на уровне экономического роста. Зато неожиданно сильным оказался фактор инновационной активности: квалификация населения, масштабы вузовского образования, расходы на науку, объем произведенной инновационной продукции".
Примечания: