Украина так и не компенсировала потерю российского рынка, и при этом Евросоюз ограничивает экспорт украинских товаров требуя от Украины снятия всех ограничений со своей стороны.
Об этом на форуме «Украина 30: Международная политика» заявил заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Дмитрий Киселевский, передает корреспондент «Политнавигатора».
«Экономическая и торговая составляющие евроинтеграции происходят несправедливо для Украины. В частности, еще и потому, что экономическая составляющая соглашения об Ассоциации не очень выгодна для нас и требует существенного улучшения.
Статистика свидетельствует, что после потери российского рынка Евросоюз является крупнейшим торговым партнером Украины. Но за время действия соглашения не компенсирована эта потеря. Доля ЕС в торговле с Украиной выросла в значительной степени потому, что уменьшилась доля стран Таможенного союза. При этом у нас хронический дефицит торгового баланса с Евросоюзом – даже без учета реверсных поставок газа. И структура экспорта в Евросоюз у нас сырьевая, а импорт – преимущественно высокотехнологические товары.
Будем называть вещи своими именами – никакой свободной торговли между Украиной и Евросоюзом нет, украинские товары не имеют свободного доступа на рынок Евросоюза. Квоты, пошлины, торговые ограничения – как действовали, так и действуют, и продолжают появляться новые. Вот некоторые: у нас мизерные объемы без пошлин и квот со стороны ЕС для продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности; субсидирование Евросоюзом своих производителей мясомолочной продукции, которые убивают украинских производителей, уже на нашем внутреннем рынке; жесткая система торговой защиты, которая работает против Украины.
Так, на днях продолжили safeguard по металлу. Коллеги, свободная торговля и safeguard по металлу, от которого страдает украинская металлургия! Для Украины нет никаких исключений, всё понятно.
Европейский «зелёный курс» – это откровенный протекционизм Евросоюзом своих производителей в отношении ко всем остальным. Ограничение разрешений на транспортные перевозки – это, с одной стороны, искусственная дискриминация украинских производителей, с другой – это искусственное ограничение украинского экспорта в Евросоюз.
И отсутствия доступа к государственным закупкам Евросоюза. Украина де-факто его не получила – в то время как сама, к сожалению (и это абсолютно глупо, с моей точки зрения), полностью открыла свои публичные закупки для импортных товаров. В результате она получила проникновение импорта в наши публичные закупки на уровне почти 40%. Для сравнения: в США и ЕС такой показатель– 5-8%.
Ну, и когда мы слышим, что посол ЕС позволяет сказать, что Украина должна забыть про законопроект по локализации, это вызывает в парламенте откровенное возмущение.
Есть ли потенциал изменения этой ситуации? Безусловно, есть. Неиспользованный потенциал экспорта товаров Украины в ЕС достигает почти 10 млрд долларов, это примерно половина украинского экспорта в ЕС. Но этот рост оценен на основе нашей сырьевой структуры экспорта.
Есть другая методика, методика Гарварда, которая позволила выявить перспективные товары именно высокотехнологического экспорта в ЕС – это машиностроение, электрические машины, оборудование, отдельные сферы металлургии, продукция ВПК и полимерные материалы.
В 2019 году страны ЕС импортировали таких товаров на 120 млрд евро, а за последние 5 лет импорт таких товаров странами Евросоюза увеличился почти на 85%. Украина обеспечивает указанные потребности лишь на 0,2%. Поэтому, безусловно, потенциал, у нас есть для расширения нашей торговли», – сказал Дмитрий Киселевский, не уточнив, позволит ли ЕС Украине реализовать этот «потенциал».