Сербское государственное предприятие «Србиягаз» и венгерское FGSZ объявили о подключении газопровода «Балканский поток» к венгерской газотранспортной системе. Теперь голубое топливо из газопровода «Турецкий поток» будет поступать сербским и венгерским потребителям в обход Украины.
«В Сербии никто больше не замёрзнет, и цена на газ для домохозяйств не изменится с осени», – пообещал генеральный директор «Србиягаз» Душан Баятович.
Газовый вопрос – один из самых животрепещущих для Украины. Получая почти весь необходимый газ из России, Украина додумалась обострить отношения с Москвой до предела и даже в иные годы пыталась шантажировать Москву угрозой сокращения транзита топлива через украинскую ГТС в Европу. Европейские потребители наблюдали за ситуацией со стороны и пришли к выводу, что Украина не способна обеспечить бесперебойные поставки энергоресурсов из России.
Ответом на ситуацию стали усилия Европы по диверсификации газовых поставок. Германия, Финляндия, Нидерланды, Турция, Румыния, Болгария, Греция, Словакия, Сербия, Венгрия, Италия, Австрия, Хорватия – эти государства либо уже подключены к новым газопроводам из России, либо собираются это сделать в перспективе. И здесь у Киева не получится свалить вину за такой исход дела на других, ведь тогда придётся обвинить половину Европы!
Раньше Киев обвинял в проблемах с транзитом газа Россию, а новые газопроводы в обход Украины называл российской геополитической провокацией. Теперь оказывается, что даже союзники Киева по антироссийскому блоку не прочь сотрудничать с Москвой в энергетической отрасли – Румыния, Нидерланды, Хорватия. Украинские политики надорвали голос, протестуя против строительства «Северного потока» – газопровода из России в Германию по дну Балтики. Да вот только первой мысль о возможности такого маршрута высказала Финляндия, о чём заявил в 2008 году министр иностранных дел Иллка Канерва.
Для нападок на Финляндию у Киева духу маловато, поэтому мы не слышим от украинских властей громогласных возмущений данным фактом «финского империализма». Авторитета Финляндии в ЕС достаточно, чтобы быстро заставить Киев замолчать. Киеву куда сподручнее обвинить Россию и получить от США покровительственный одобрительный кивок.
«Балканский поток» – это продолжение «Турецкого потока», который введён в эксплуатацию в 2020 году. Через «Турецкий поток» российское голубое топливо пошло в Турцию, Болгарию и Грецию, минуя ГТС Украины. Деньги за транзит поплыли мимо украинского бюджета. Сербия до ввода в эксплуатацию «Турецкого потока» получала 2,4 млрд кубометров газа по маршруту Россия – Украина – Молдавия – Румыния. С 2020 года весь объём шёл уже через Турцию, а на ветке Украина – Молдавия – Румыния упал практически до нуля.
Болгария получила в 2020 году по «Турецкому потоку» 5,5 млрд кубометров газа, Греция – 2,84 млрд. Итого Украина лишилась транзита более 10 млрд кубометров газа в 2020 году, и это только в отношении трёх стран – Сербии, Греции и Болгарии, а ведь газ по «Турецкому потоку» получают ещё Северная Македония, Босния и Герцеговина и Румыния.
Кстати, о Румынии. С октября сего года будет запущен газопровод Яссы – Унгены – Кишинёв. Проект преподносили как шаг на пути диверсификации газовых поставок в Молдавию и сокращение так называемой газовой зависимости от России, но оказалось, что по румынской трубе в Молдавию потечёт... российский газ из «Турецкого потока» в обход Украины. Поддерживая Киев в его действиях по сокращению сотрудничества с Москвой в газовой сфере, Бухарест сам не против заработать на реэкспорте российского газа. Теперь не Украина будет транзитёром топлива в Молдавию, а Румыния. Такова изнанка евроинтеграции.
Суммарная мощность «Турецкого потока» составляет 31,5 млрд кубометров, «Северного потока – 2» – 58,8 млрд, «Балканского потока» – 15,8 млрд. Более 100 млрд кубометров газа, которые могли бы пойти транзитом через украинскую ГТС, не пошли из-за неумной политики Киева. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев не выдвигает официальных требований о компенсации за то, что российский газ пойдёт в Германию не через Украину, а по дну Балтики («Северный поток – 2»), но готовится ко всем возможным сценариям. Кулеба ведёт себя так, будто российский газ – собственность Украины и Украине решать, кому и как Москва обязана его продавать.
«Ключевой вопрос – как компенсировать потери в сфере безопасности для Украины в случае запуска. И поскольку это очень сложно, мы говорим, что для всех будет спокойнее, если "Северный поток – 2" просто не запустят», – витийствует Кулеба. Вряд ли он сам верит в то, что говорит. Неужели Германия настолько наивна, что не разглядела вреда от «Северного потока – 2» и сдуру согласилась на его постройку? Скорее, наоборот, выгоды настолько очевидны, что Берлин долго не раздумывал.
Про компенсации за «Турецкий поток» и «Балканский поток» Кулеба пока не сказал ничего, потому что про эти газопроводы ничего определённого не сказал Вашингтон. Зато «Северному потоку – 2» американская дипломатия устроила настоящую информационную войну с участием Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. Потому и Кулеба осмелился открыть рот. Причём на саммите стран Балтийского региона в июне 2008 года прибалтийские республики никаких конкретных возражений против «Северного потока – 2» не высказали. Как это получается: в 2008 году они жуткую угрозу европейской безопасности и Украине, в частности в «Северном потоке – 2», не увидели, а сегодня вдруг прозрели? И почему Киев не клеймит их позором за их молчаливое содействие реализации этого проекта?
Киевским евроинтеграторам пора осознать, что у европейцев есть свои интересы, а россказни про скорое членство Украины в ЕС нужны для того, чтоб удержать её от кооперации с Россией. Часто за этим скрывается и геополитический расчёт. Например, Румыния стремится установить контроль над балтийско-черноморским сухопутным помостом от Прибалтики до Одессы и над коридором от румынско-болгарского побережья Чёрного моря до Адриатики. Это позволит Бухаресту оказывать влияние на расклад сил в Юго-Восточной Европе и претендовать на региональное лидерство. Одним из условий проекта по достижению Румынией регионального лидерства является зависимость Украины от Запада в том числе в энергетической сфере.
Польша, протестуя против «Северного потока – 2», хочет быть распределительным газовым узлом Центрально-Восточной Европы и поставлять через свою инфраструктуру сжиженный газ из США европейским потребителям. Исполнение этого плана стало бы весомым экономическим довеском к званию лидера Центрально-Восточной Европы, каковым Варшава очень хочет быть.
Украина же остаётся наедине со своими энергетическими проблемами. С тем, кто готов с ней сотрудничать, она ссорится (Россия), а те, с кем хочет дружить (ЕС), думают в первую очередь о себе, а не о будущем Украины и её граждан.
Владимир ДРУЖИНИН