Польша всегда была националистической страной — и тот, кто это не учитывал, всегда натыкался на жесткое сопротивление, как польской власти, так и самих поляков.
Нынешнее «веселье» в Польше началось одновременно с новым послом США в Варшаве. Фамилия у посла не просто знаковая, а историческая — Бжезинский. Правда, это не сам Збигнев, а его сын, Марк. Весьма сильный карьерный дипломат, служивший до перевода в Варшаву послом в Швеции — а до этого он побывал по работе в России, странах Ближнего Востока и прочих пикантных местах нашей планеты.
Марк Бжезинский отлично владеет польским языком — все-таки папа был этническим поляком. Но скандал связан не с приездом нового посла, а с попранием польской властью всех мыслимых и немыслимых демократических норм.
Тот, кто следит за ситуацией в этой стране, знает, что серьезные волнения начались там еще осенью 2019 года, в связи с принятием скандального закона о запрете абортов. Для католической страны такое решение вполне оправдано, а вот для коллективного Запада это как серпом по фаберже без предварительных ласк и анестезии.
Далее пошло гуще — поляки утвердили положение о приоритете национального законодательства над законами Евросоюза, что еще больше подогрело интерес «свободного мира» к творящимся в Варшаве безобразиям. Потом грянула пандемия, перекрытие границ и европейцам стало вообще не до взбесившихся поляков — а они, тем временем, готовили новые «сюрпрайзы» для своих стратегических партнеров.
Итак, новый виток противостояния с коллегами из Брюсселя и Вашингтона начался с того, что поляки приняли весьма спорный (с точки зрения либералов) закон об ограничении иностранного капитала в польских СМИ. Первым под удар попал телеканал TVN, принадлежащий американской медиа-империи Discovery и открыто критикующий польское руководство за недемократические решения.
Споры по закону велись не просто ожесточенные — после его принятия развалилась правящая коалиция, а вице-премьер Ярослав Говин в знак протеста ушел в отставку. Тем не менее, согласно принятому закону, в Польше теперь ограничивается деятельность СМИ, которыми на 49% и более владеют иностранцы. Иначе говоря, либералам заткнули фонтан — и тут понеслось. Впрочем, полякам не привыкать, ибо против них несется все больше и больше, то из Брюсселя, то из Берлина, то из Вашингтона.
К слову, реполонизация местных масс-медиа началась сразу же после прихода к власти консерваторов из партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярика Качиньского — того еще русофоба, брата-близнеца Леха Качиньского, сгинувшего в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году.
Так вот, консерваторы сразу же после прихода к власти назначили на общественно-правовой телеканал TVP идеологически правильных редакторов, отражающих линию правящей партии.
На этом все только начиналось — и вот в декабре 2020 года государственная нефтяная (!!!) компания Orlen выкупила все СМИ у немецкой издательской группы Passau. На этом сладкая жизнь либеральных СМИ практически закончилась, а новый закон выводит за скобки издания, напрямую контролирующиеся из-за рубежа. С этого момента польская власть контролирует не менее 80% всех СМИ в стране.
Нужно заметить, что это не просто антиамериканский и антиевропейский выпад — это консолидация пропагандистских активов в липких ладошках Ярика Качиньского. Поэтому вполне понятно, как быстро возбудилась местная пятая колонна, начиная с Gazeta Wyborcza и заканчивая уютными ламповыми бложиками. Discovery назвал это «атакой на основные демократические принципы свободы слова, независимости СМИ и прямой дискриминацией TVN и Discovery».
Но это только часть краковяка, который танцует сегодня польская власть — после СМИ во весь рост встал вопрос о возврате под национальную юрисдикцию стратегически значимых предприятий, выкупленных в иные времена теми же немцами и американцами. В первую очередь, речь идет о польских верфях, с которых когда-то началась «Солидарность» Леха Валенсы и выход поляков из Варшавского договора — фактически речь идет о том, что Польша стремится консолидировать под своим контролем любые предприятия, находящиеся на ее территории.
Это настолько выпадает из существующего мейнстрима, что в Евросоюзе и Соединенных пока Штатах хватаются за голову. При этом поляки отлично понимают, что юридических инструментов у Евросоюза для наказания непокорных так и не появилось — и даже если в Брюсселе очень-очень захотят выгнать поляков, то из этого ничего не выйдет.
По поводу Вашингтона в Варшаве тоже никаких иллюзий — поляки осознают, что нынешнее руководство Америки в глубоком цейтноте по куда более значимым проблемам, чем какая-то там Варшава. И при этом ПиС вполне внятно артикулирует мысль о том, что поляки будут приветствовать любое военное присутствие американских военных в своей стране.
Все это выглядит очень славно для самих поляков, но только пока — тот же Евросоюз грозится урезать субсидирование польской экономики, связав уровень финансирования с уровнем демократичности стран ЕС. Это значит, что субсидии из Брюсселя могут просто исчезнуть до того момента, пока в Варшаве не возьмутся за голову, а сегодня надеяться на это совершенно нельзя — любые националисты берутся за голову только тогда, когда у них начинает подгорать филейная часть.
Что касается демарша против Байдена и Бжезинского, то здесь тоже все очень отчетливо — поляки массово поддерживали Трампа, а приход дедушки Джо во власть они считают откровенным поражением Америки. Кстати, в поддержке Дональда Трампа поляки весьма схожи с нами, что, вообще-то, достаточно удивительно: он нам санкции, а мы ему поддержку. Он санкции, а мы поддержку. И так до тех пор, пока его напрямую не обвинили в работе на Путина — изумительная ситуация, не находите?
Трамп рассматривал польских консерваторов, как поддержку в борьбе против Германии и «Северного потока-2». Администрация Байдена рассматривает тех же консерваторов скорее как враждебные силы, нежели союзные — и теперь поляки платят Вашингтону той же монетой.
Дошло до того, что польское правительство не желало принимать агреман нового посла Соединенных пока Штатов в Варшаве — но на них надавили, пригрозили урезать поставки американского СПГ из российского Высоцка и вообще сильно грозили пальчиком.
Марк Бжезинский явно не намерен спускать польскому руководству все наезды на демократию, свободу либеральных СМИ и права прааативных — а это значит, что конфронтация американского посла с правящей партией будет очень серьезной.
Бывший польский премьер Дональд Туск считает, что ПиС сегодня работает в парадигме Москвы и действует в интересах России по подрыву европейских ценностей и прочих важных штук, однако главная причина все-таки в другом.
Суть в том, что после выхода Британии из Евросоюза Варшава целенаправленно работала на то, чтобы занять место британцев в объединенной Европе. Трамп всерьез поддерживал геополитические устремления Польши, чем здорово подогревал самомнение поляков о себе, любимых. Байдену же наследие Трампа оказалось совершенно ненужно и Польшу принялись призывать к возврату в лоно либеральных демократий.
А когда ты хотя бы на минуту почувствовал себя настоящей Империей, вернуться в стойло очень трудно — и поэтому задорная полька по любимым американским мозолям продолжится с новой силой.
Зажигайте, ясновельможные! Кремль будет подыгрывать, только пляшите на всю катушку!
Олег Адольфович