Пётр I объявляет Ништадтский мир на Троицкой площади в Петербурге. Автор: Шарлемань Адольф Иосифович (гравер Шюблер Юлиан Карлович). 1901 г.
Царь Пётр Алексеевич не раз предлагал шведам мир, как до Полтавы, так и после неё, но каждый раз встречал упорное нежелание короля Карла XII сесть за стол переговоров. При этом Швеция потерпела поражение, как на суше, так и на море, утратила Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию.
Швеция находилась в состоянии катастрофы.
Война и мобилизации привели к тому, что в деревнях и городах остались только старики, женщины и дети. Население королевства с 1700 по 1718 год сократилось почти вдвое – с 1,2 млн человек до 600–700 тыс. (были утрачены земли на южном берегу Балтийского моря). Промышленность и торговля пришли в упадок. Торговый флот уменьшился более чем втрое – с 775 судов в 1697 году до 209 в 1718 году. Казна была уже давно пуста, не было денег на жалованье офицерам, закупку оружия, боеприпасов и снаряжения, на строительство и укомплектование кораблей и т.д. Значительно вырос государственный долг.
Первый период войны, когда шведская армия могла вести войну за счёт грабежа вражеских территорий (Речи Посполитой, Саксонии, Малороссии и т.д.), контрибуций с занятых городов были давно в прошлом. Швеция утратила свои владения на южном берегу Балтики. А прибалтийские провинции были источником провианта, в первую очередь хлеба. Также русские войска заняли значительную часть Карелии и Финляндии.
Теперь шведы познали все тяготы войны: недоедание, чрезвычайные налоги, многочисленные мобилизации и повинности. Всё работоспособное население Швеции было мобилизовано в армию, на флот, на вспомогательные работы. Местная торговля замерла, предприятия и верфи заглохли, села и поля были пустыми, как и шахты. Рынки и амбары тоже опустели, не приходили торговые корабли из Голландии и Англии.
Таким образом, Швеция уже не могла воевать. Страна утратила положение одной из ведущих военных, морских и экономических держав Европы. Страну ждал голод и полный упадок, кризис, который мог продлиться на десятилетия.
Перед Полтавой Пётр Алексеевич предлагал скромные условия мира: Ижорскую землю (Ингрия-Ингерманландия) с Петербургом и Нарву, за которую царь был готов дать выкуп. То есть Россия должна была получить выход к Балтийскому морю. Однако с каждым годом, по мере усиления России и ослабления Швеции, требования Петербурга росли.
Теперь Россия стремилась закрепить за собой земли, завоеванные оружием. Швеция, поддерживаемая Англией, наоборот, стремилась вернуть всё, что было утрачено в ходе войны. Но Швеция была полностью разорена баталиями, и народ желал мира.
Поэтому Стокгольм пошёл на мирные переговоры.
Переговоры начались в мае 1718 года на Аландских островах на острове Вордё. Со стороны России уполномоченными были Яков Брюс, Остерман и Павел Ягужинский, со стороны Швеции – Гёрц и Юлленборг (Гилленборг). Для проведения переговоров был построен целый городок город, состоявший из русской и шведской половин.
Русская сторона предлагала передать России все захваченные русской армией земли, кроме Финляндии.
Швеция должна была вознаградиться за счёт датских земель, включая Норвегию, и вернуть часть земель в Германии (отбить у Ганновера). Русский государь был даже готов выделить вспомогательный корпус на помощь Швеции против Ганновера (княжество находилось в личной унии с английским престолом). Против Дании, которая была нашим союзником, русское правительство воевать не собиралось.
Также Пётр был готов пожертвовать позицией короля Августа II на польском престоле (саксонский курфюрст показал себя негодным союзником), так как шведы и французы настаивали на кандидатуре Станислава Лещинского.
Если бы переговоры на Аландах шли только между представителями двух балтийских держав, то они, очевидно, быстро бы пришли к компромиссу и заключили мир.
Сам Карл XII, очевидно, уже устал от противостояния с Россией. Он сохранил воинственность, но переключился на противостояние с Данией, у которой хотел захватить Норвегию и тем самым компенсировать утрату шведской Прибалтики. Глава шведской делегации барон Гёрц был за мир ценой уступки прибалтийских провинций. Правда, взамен он предлагал русско-шведский союз, направленный против Речи Посполитой и Дании.
Однако в срыве переговоров были заинтересованы несколько держав, которые поддерживали антирусскую партию в Стокгольме.
Так, датчане боялись, что Швеция, договорившись с русскими, обрушится всеми силами на Данию, чтобы захватить Норвегию. Ганновер опасался за судьбу своих приобретений в Центральной Европе, которые ранее принадлежали Швеции. Карл XII, несмотря на неудачную войну с Россией, был хорошим полководцем и, несомненно, захотел бы вернуть Померанию и другие владения. Так, Бремен и Верден захватил ганноверский курфюрст Георг (он же английский король), Штеттин заняла Пруссия.
Правительства западноевропейских государств стремились снова стравить русских и шведов.
Среди враждебных России держав особенно выделялась Англия.
В 1716 году соединенный флот Англии, Голландии и России бороздил Балтику, чтобы пресечь действия шведских каперов. Швеции пришлось отказаться от каперства на Балтийском море.
Но англичане не желали мира между Россией и Швецией.
Они хотели сохранить прежнее положение России – без выхода к морю. Также определённое влияние оказывали династические интересы ганноверского князя. Поэтому англичане стали обещать Стокгольму деньги и поддержку флотом.
Однако Карл XII на посулы англичан не отреагировал. Барон Гёрц также стремился к миру с русскими.
Очевидно, англичане быстро нашли выход. 30 ноября 1718 года в Норвегии при осаде крепости Фридрихсгаль при загадочных обстоятельствах погиб шведский король.
Официально он был убит шальной пулей. Но, скорее всего, его застрелили заговорщики. Гёрца тут же арестовали, обвинили в измене и казнили. Карл не имел наследников, поэтому престол заняла его сестра Ульрика Элеонора. Она и её супруг Фредерик Гессен-Кассельский придерживались проанглийской позиции. Шведские войска вывели из Норвегии, переговоры затягивались.
Царь Пётр предпринимает энергичные меры, чтобы завершить войну.
Летом в Стокгольм был направлен Остерман с окончательными условиями мира («Кондиции»). В случае отказа шведов Россия обещала возобновить военные действия. К шведским берегам был направлен галерный флот с десантом. Миссия Остермана завершилась безрезультатно.
Шведское правительство, уповая на помощь Англии, отклонило условия России. Тогда флот под началом адмирала Апраксина высадил десант в районе Стокгольма. Русские войска под началом Апраксина и Ласси, не штурмуя крепости и не ввязываясь в бои с противником, разорили и сожгли 8 городов, свыше 20 заводов, десятки мельниц, более 130 0 сел и деревень. Солдаты захватили богатые трофеи.
Апраксин и дальше мог выжигать шведские земли, но получил указание отвести войска. Урок Стокгольму дали знатный.
Перед этим русский отряд Борятинского у самой шведской столицы разгромил шведские войска под началом принца Гессен-Кассельского. Стокгольм охватил страх, когда в предместьях появились казаки. Боестолкновения показали сильное падение боеспособности шведской армии и большой рост выучки русских войск.
Десанты 1719 года не сделали шведов более покладистыми. Они ещё надеялись, что «Запад поможет».
В 1719 году Англия направила на Балтику эскадру Норриса, приказав уничтожить балтийский флот России. Однако англичане опоздали. Когда шведско-английский флот подошёл к Стокгольму, русские корабли уже спокойно ушли к своим берегам. В конце октября английский флот вернулся в Британию.
В августе Пётр Алексеевич направил королеве Элеоноре грамоту, в которой упрекал Швецию в нежелании успешно завершить переговоры. Царь поставил ультиматум: шведы принимают русские условия либо конгресс закончен.
Шведы прервали переговоры.
15 сентября 1719 года Аландский конгресс был закрыт.
В 1720 году военно-политическая ситуация для России ухудшилась. Возникла угроза нападения шведско-английского флота. Осложнились отношения с Данией. Швеция теперь могла направить все силы на борьбу с русскими.
Петру Алексеевичу пришлось усиливать оборону Прибалтики. Весной он поручил Меншикову сформировать на Украине 20 драгунских полков, часть которых направлялись для обороны побережья. Драгунские полки, более мобильные, чем пехота, должны были опрокинуть возможные шведские десанты. Русские войска активизировали свои действия в Финляндии.
Пётр был уверен: достаточно на деле показать шведам, что на реальную помощь Англии рассчитывать не стоит, и Стокгольм попросит мира. Он оказался прав. Англичане ограничились демонстрациями.
Русский галерный флот под началом Михаила Голицына успешно атаковал противника. Один отряд пошёл к Вазе, другой – к Аландам. Десант под началом бригадира Менгдена опустошил вражеские территории. Флот Голицына заманил шведскую эскадру и 27 июля разбил её у Гренгама. Шведы потеряли 4 фрегата. Обе операции были проведены при «очах» англичан. А шведско-английский флот никаких успехов не добился.
В ноябре 1720 года шведский король Фридрих (принц Гессен-Кассельский был коронован) предложил возобновить мирные переговоры. Швеция не могла продолжать войну, кризис усугублялся. Также пришло осознание, что надежды на то, что Россия также истощена и воевать больше не может, напрасны. Русские войска и флот показывали высокий уровень боеспособности.
В Лондоне пришли к выводу, что продолжение войны перспектив не имеет. Швеция продолжать войну не может. А английские торговцы были заинтересованы в развитии торговли с Россией.
Царь Пётр пока воздерживался от торговых санкций против Англии, но его терпение могло закончиться, и англичан бы изгнали с русского рынка. Кроме того, ежегодные маневры английского флота на Балтике стоили больших денег и никакой прибыли не приносили. Для прижимистых английских купцов такая война выгоды не имела. В Лондоне решили, что навязать свои условия Петербургу не выйдет, поэтому нужно завершить войну и зафиксировать убытки.
Происходит крутой поворот политики Англии. Теперь британская дипломатия склоняла шведов к миру и как можно скорее.
Швеция, которая пошла на поводу у Англии, понесла новые потери и убытки. Её переговорные позиции ещё больше ухудшились. Англичане умыли руки и предлагали шведской стороне принять горький мир.
Подписание мирного договора в Ништадте 30 августа 1721 года. Гравюра Питера Шенка-младшего
В мае 1721 года переговоры возобновились в финском местечке Ништадт. Россию снова представляли Брюс и Остерман, Швецию – граф Юхан Лилиенштедт и Юлленборг.
В условиях русской стороны были два новых пункта.
Во-первых, Пётр соглашался выплатить компенсацию за Лифляндию.
Во-вторых, на Аландах царь соглашался взять Лифляндию на срок 20–40 лет. Теперь Лифляндия навеки переходила к России. Они старались потянуть время до осени, до ухода флота на базы. Шведы соглашались уступить Ревель (столица Эстляндии), но Выборг и остров Эзель оставались за Швецией.
Помня об уроках Аландского конгресса, царь Пётр продолжил демонстративную подготовку новых десантов и строительство новых линейных кораблей. Адмиралтейство работало с полной нагрузкой. Апраксин готовил поход на Стокгольм, его отменили только из-за слухов о появлении британского флота. Однако Голицын направил в Ботнический залив галерный отряд генерала Ласси, который провёл успешный десант в районе Умео.
Сильное воздействие на шведское правительство оказал приезд в 1721 году в русскую столицу голштинского герцога Карла Фридриха. Он был претендентом на шведский престол, на который он имел больше прав, чем Ульрика Элеонора и тем более её супруг Фридрих. Также Карл претендовал на земли, которые отняли датчане. Карла собирались женить на одной из дочерей Петра – Анне или Елизавете.
То есть, если бы Стокгольм продолжил тянуть время, то Россия могла продолжить войну с целью изгнания Фридриха I. Расчёт русской дипломатии оказался правильным, голштинская карта на переговорах в Ништадте приобрела большое значение. Шведские дипломаты стали более покладистыми.
Летом 1721 года Пётр пообещал возобновить боевые действия в Финляндии, если переговоры буду сорваны. Русские дипломаты отклонили все притязания шведов: возмещение за Выборг, сохранение Эзеля и упоминание уступки Петербурга.
30 августа (10 сентября) 1721 года мир был подписан.
4 сентября Пётр с вошедшей в Неву бригантины известил столицу о победе русского оружия. Весь день при звуках труб и литавр трубачи и всадники с белыми шарфами через плечо и белыми знаменами с изображением масличной ветви и лаврового венка (символ мира) разъезжали по улицам города и объявляли о заключении мира.
Кровопролитная и тяжелая 21-летная война была завершена. Пётр называл её «троевременной кровавой и весьма опасной школой» (ученики тогда заканчивали школу за 7 лет).
Россия вернула выход к Балтике и статус великой морской державы. К России отходили Ингрия, Эстляндия (Ревель), Лифляндия (Рига), часть Карелии с Выборгом и Кексгольмом, острова Эзель и Даго. Швеции возвращалась Финляндия. Швеция выторговала себе право покупки хлеба в своих бывших балтийских провинциях и 2-миллионную компенсацию за Лифляндию (годовой бюджет Швеции).
Швеция утратила положение одной из самых мощных военных и морских держав Европы. Однако полностью угрозу с северо-запада Россия не ликвидировала. Построив столицу у моря, Пётр, в сущности, поставил её под удар. России пришлось ещё трижды воевать со Швецией и отнять Финляндию, чтобы решить этот вопрос.