Всё отчётливее проступает желание Киева связать свой геополитический вектор с Анкарой. В качестве аргументов приводят общую историю.
Львовский университет, наши дни. Перед студентами «самого украинского города» выступает не кто иной, как министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Ля-ля, тополя, территориальная целостность, права человека… как вдруг невзначай звучит интереснейшая новость:
«Сегодня Украина выступает за получение статуса наблюдателя в Совете сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). Данный вопрос будет вынесен 12 ноября на обсуждение лидеров саммита Тюркского совета», – сообщил Чавушоглу».
Сразу же валом накатывают мысли: при чём тут славянская христианская страна к Совету тюркских государств? Вроде бы эти два мира мало что связывает, кроме походов запорожских казаков «за зпипунами» в набеги на Османскую империю…
Так подумает практически любой человек – и будет категорически неправ. Украина – как бы странно это ни звучало – исторически и этнически более близка именно тюркскому миру, нежели славянскому. Удивлены? А ничего удивительного тут нет – просто нужно бросить самый беглый взгляд на карту прошлых веков и на их события.
Итак, внимание на экран:
XVII век. Чуть ли не половина современной украинской территории принадлежит туркам и крымским татарам. И принадлежит долго так, основательно, не одну сотню лет. Там стоят мечети, действует исламское право, оттуда набирают детей в янычары, оттуда забирают в рабство красивых девушек. «Роксолана», вот это всё.
Карта немножко неточная – по факту, в состав Османской империи входили более северные территории. В частности, Подольский эялет, с административным центром в Каменец-Подольском. Еще раз – откройте любую современную карту, найдите этот древний город буквально в центре современной Украины и прикиньте, как тогда всё было серьёзно с турецким влиянием!
А как же так получилось?! Ну, что-то турки и сами «приватизировали» по причине отсутствия хозяев у обширных территорий. А что-то им отдали сами властители тогдашней Украины.
Богдан Хмельницкий, до заключения в 1654 году союза с Москвой, признал себя вассалом турецкого султана. Мехмед IV пожаловал ему кафтан со своего плеча. Потом, правда, хитрый Хмель поменял геополитический вектор, но даже самое беглое ознакомление с историей казацких войн с поляками той эпохи покажет, что огромной силой и грозным союзником у украинцев была татарская конница. Татары были постоянными партнёрами в конфликте с поляками, а что иноверцы – не страшно. Не католики же!
Вскоре после Хмельницкого гетман Дорошенко тайно (о, как мило!) от собственных подданных признал себя слугой турецкого султана и заключил с Портой союз на очень интересных (типично украинских, в худшем смысле этого слова) условиях. В частности, пообещал отдать им Подолию. Турки помогли казакам, введя большой контингент войск, наваляли полякам, осадили Львов, а потом – да, забрали Подолию. Платить по счетам ведь надо. Позиции Дорошенко это не укрепило, а после всех этих событий наступил в украинской истории период под названием «Руина», когда было разрушено всё – от городов до экономики.
Так что связи турок и украинцев куда сильнее, чем со всякими поляками. Турки влияли на всё, что восточнее Тернополя, гораздо интенсивнее и глубже. Даже внешний вид украинцев тех времён – шаровары, чубы, сабли и конская сбруя – был насквозь турецким. Ну, и смешение кровей тоже, разумеется, шло по полной – и вышли из украинцев такие «албанцы», которые когда-то были славянами, а потом, после веков османского владычества…
И поэтому слова заместителя министра иностранных дел Украины Эмине Джапаровой: «Украина — наследница турецкой культуры» – честная констатация факта. Да, наследница, да, именно турецкой.
Задумайтесь над этим фактом, и очень многое предстанет в другом свете в сфере российско-украинских отношений.
Что же касается попыток Киева влезть в Тюркский совет – мотивы тут тоже достаточно прозрачны: вдохновляет успех последней Карабахской войны. Турецкая помощь Азербайджану оказала большое влияние на победу и вскружила Украине голову. Теперь тут заказывают не только «Байрактары», но и «полный пакет» вассалитета с признанием себя «младшими братьями» лидера тюркского мира.