Международные совещания иерархов накануне собора Русской православной церкви
Во второй декаде ноября в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ (МП) митр. Онуфрий провёл международную православную конференцию, направленную против папистского курса Фанара. Участие в совещании, официально именуемом «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», приняли представители семи автокефальных церквей: Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Польской, Чешских и Словацких земель, Американской.
Отметим, что в конце сентября конференцию по аналогичной тематике («Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения») провел патриарх Московский Кирилл. Судя по всему, задача состояла в выработке всеправославной богословской поддержки ожидаемому решению Архиерейского собора РПЦ по осуждению Экуменического патриарха Варфоломея (вплоть до анафемы) и Стамбульского патриархата в целом.
Киевская конференция рассматривалась как окончательная сверка часов мирового православия (греческий этнофилетизм к оному, разумеется, не относится) перед вынесением судьбоносного решения.
12 октября, однако, синод РПЦ перенес начало собора с 15 ноября на 26 мая. От источников в Стамбуле или Вашингтоне патриархия могла получить известия о том, что Варфоломею предстоит срочная операция в США (24 октября он там действительно слёг, а в начале ноября был прооперирован). И ввиду вполне вероятной смены правления на Фанаре руководство РПЦ решило не спешить с окончательным разрывом отношений с Экуменическим патриархатом.
Конечно, сейчас надежды на изменения выглядят наивно. Основной претендент на фанарский престол Елпидифор является человеком Госдепа и ЦРУ. Но это при Варфоломее, который и поставил его ответственным за американское направление. Однако, став «первым в православии», Елпидифор, не исключено, возжелает быть более независимым. И кто знает, не захочет ли он с корабля на бал войти в историю как «вселенский примиритель». Тем более что яблоко раздора – «Святейшая церковь Украины» – гниёт на глазах и активно подтачивается такими зубастыми червями, как «почётный патриарх СЦУ Филарет», принимающий в «евхаристическое общение» уже и греческих старостильников.
Непосредственно созданием СЦУ, оказавшейся для Фанара чемоданом без ручки, занимался главный конкурент Елпидифора в борьбе за стамбульское кресло ответственный за Европу Эммануэль Галльский. Вот на него, как «введшего в заблуждение святейшего, но болящего старца», и можно свалить ответственность за подведение мирового православия на грань раскола.
Возможно, подобными прогнозами и руководствовался синод РПЦ, перенося архиерейский собор на полгода. Однако киевская конференция была объявлена ещё 5 октября…
Обличение Фанара во лжи
На совещании в Печерской лавре прозвучало немало принципиальных вещей вне зависимости от того, кто усядется на восточно-папском престоле. Так, управляющий делами УПЦ (МП) митр. Антоний призвал тех в столицах греческих церквей, кто видит в стамбульском патриархе истину в последней инстанции, «вернуться к апостольскому пониманию церковных соборов как особых средств познания Божественной Истины»: «Мы должны помнить, что именно на соборах особым образом действует благодать Святого Духа, наставляющая Церковь на всякую истину». Кто-то скажет (и в первую очередь, конечно, украинские униаты, которым есть особое дело до внутриправославных вопросов): так что же РПЦ, столько говорящая о соборности, не поехала на Крит в 2016 году?
Ответ отчасти дал в докладе на конференции архиепископ Вроцлавский Георгий. Иерарх Польской православной церкви напомнил, что во время подготовки к Критскому собору были согласованы документы о том, что томос об автокефалии даруется Матерью-Церковью с согласия предстоятелей всех поместных церквей.
И казалось, далее с этим пунктом повестки дня планируемого Критского собора проблем не будет: «Поскольку тема автономии была согласована довольно скоро и просто, многие думали, что так же будет и с вопросом автокефалии». Но этот вопрос – один из самых болезненных, как мы ощущаем сегодня, – так и не был внесен в повестку, что во многом лишало смысла проведение собора.
Ещё важнее то, что на предсоборных совещаниях по подготовке собора 2016 года, по словам представителя Польской церкви, «всегда ощущалась ментальная разница в понимании многих экклезиологических вопросов». В итоге под давлением представителей Фанара и их единомышленников на утверждение собора были вынесены пункты, которые ставили под вопрос саму православность собора. Поэтому в нём отказалась участвовать Грузинская церковь. Затем – Болгарская и Антиохийская. И РПЦ не поехала на «собор» потому, что он по определению не мог быть уже всеправославным.
Однако вопрос об автокефалии заблокировал его не кто иной, как Варфоломей. Ещё в 2019 году в ответ на его ложь о том, что это из-за отсутствия Московского патриархата на Крите «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии», синод РПЦ открыл правду: «В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея…»
На заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех поместных православных церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает:
а) согласие Поместного собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию;
б) …консенсус всех поместных православных церквей, выражаемого единогласием их соборов;
в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом».
Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. На Синаксисах Предстоятелей 2014-го и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, НИ ПОСЛЕ СОБОРА».
Это подтвердил на киевской конференции и представитель Польской церкви. Он привёл слова своего предстоятеля Блаженнейшего Саввы, сказанные им уже после Критского совещания: «Надо быть в [вопросе предоставления автокефалии] последовательным до конца. В случае Украины его нарушил Константинопольский патриарх. Мы раньше договаривались, что предложение о предоставлении автокефалии вносит так называемая Мать-Церковь, но автокефалию предоставляем все мы, то есть предстоятели. Патриарх же настаивает, что только его подпись должна находиться на томосе».
Компромисса быть не может
Участникам киевского совещания предстоятель Польской церкви направил приветственное письмо следующего содержания: «Тема конференции очень важна и актуальна... Факт возникновения т.н. “Православной Церкви Украины” вместо исцеления религиозного нестроения его усилил и усложнил. Вместо единения произошло разделение, которое вышло за пределы т.н. «украинского раскола» и коснулось всего мирового Православия. Поэтому нам необходимо постоянно напоминать, что главным признаком соборности Святой Православной Церкви является Ее единство. Она живет верностью догматическому учению Святой Церкви, и в нем нет места экклезиологическому компромиссу».
Митрополит Варшавский Савва отдельно обратился к митрополиту Киевскому Онуфрию: «Ваше Блаженство! Соблюдая канонический строй Святой Церкви, выражаем свою поддержку Вам и полноте Украинской Православной Церкви».
Поддержку Митрополиту Киевскому Онуфрию выразил и патриарх Сербский Порфирий: «Церковь святителя Саввы признавала и признает на Украине только одну каноническую церковь – Украинскую православную церковь под омофором Вашего Блаженства». В обращении к конференции Святейший Порфирий напомнил, что «соборность – это братское единомыслие членов Вселенской Православной Церкви, имеющих своим Главой Господа Иисуса Христа». А не стамбульского патриарха, объявившего себя «президентом Тела Православия». Забвение этой истины и стало, по словам сербского предстоятеля, причиной «тягот, выпавших на долю канонической Украинской православной церкви», которые выражаются в «поддержке раскольников, угрозах и насилии, захватах православных храмов и принятии дискриминационных законов, направленных против канонического Православия».
Однако сегодня одних заверений мало. Ректор Варшавской богословской академии архиеп. Георгий указал на то, о чём не устаёт напоминать Фонд стратегической культуры. «Мы находимся в ситуации, когда между некоторыми церквами прекратилось евхаристическое общение. Тем самым, сегодня каждый православный епископ подвержен постоянной опасности, что он даже несознательно и не злонамеренно может попасть в сослужение с теми каноническими иерархами, которые… сослужили с теми, кто не имеет даже канонического рукоположения». В продолжение данной констатации владыка привёл слова святителя Василия Великого: «Я не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто мирскими руками был выдвинут на властвование для разрушения веры».
Вообще, создавшееся положение представитель Польской церкви сравнил с «гибридной войной».
Что же, расклад сил (а в московской конференции участвовали также грузинский, иерусалимский и даже кипрский архиереи) показывает, что подавляющее большинство православных мира готовы дать бой разрушителям веры.
ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ