Как известно, Россия планирует вкладывать миллиарды (даже триллионы) рублей в строительство и модернизацию дорог, связывающих Китай и Европу напрямую по суше.
Причем ставка делается как на ж/д пути (Транссиб и две ветки БАМа), так и на автомобильные дороги.
Например, уже начато строительство трассы М12 (пока на отрезке Москва-Казань, но потом обещают продлить ее до Урала, Новосибирска и Монголии). А в ближайшем будущем планируется приступить к строительству первой частной автодороги «Меридиан», которая также нацелена на китайский транзит.
Возникает вопрос: а на что здесь рассчитывает Россия? Ведь все мы прекрасно знаем, что самый дешевый транспорт – морской. Поэтому доставлять товары кораблями из Китая в Европу хоть и чуть подальше, но зато точно дешевле.
И как Россия планирует привлекать грузы на свои сухопутные пути? В чем выгода Китая или Европы отказываться от экономичных кораблей и тащить товар грузовиками и вагонами?
Попробую ответить так, как я понимаю эту проблематику
Причина 1. Не только цена
Ну, первая и самая очевидная причина развивать сухопутный транзит заключается в том, что в логистике важна не только цена.
Конечно, пункт «Стоимость» является одним из главных критериев при определении конкретного способа и маршрута доставки. Но если бы этот пункт был единственным, то у нас не существовало бы, например, авиационного транспорта, потому что он значительно дороже любого другого.
Да, морской путь самый дешевый (не считая трубопроводов, но кроссовки и смартфоны по трубам передавать еще не научились). Но он же, например, и самый долгий.
Так, чтобы доставить на корабле груз из Китая в Европу понадобится целых 45 суток! Вдумайтесь, – полтора месяца…
Не каждый товар способен столько храниться. Ну, и уж точно, не каждый потребитель готов столько ждать. Конечно, если речь идет о доставке угля, нефти, газа, руды, леса и прочих подобных товаров, то лучше отправить их морем. Они не портятся и, как правило, не требуются срочно.
Но как быть с другими товарами? Например, продуктами питания? Их бы желательно доставлять побыстрее.
А как насчет доставки из интернет-магазинов? Не каждый француз или немец готов ждать 45 суток, пока его посылка из Китая придет по морю. Хотелось бы заказать сегодня, а получить хотя бы через неделю, не позже.
Вот тут-то на помощь и приходит сухопутный транспорт. Вот какие средние сроки он дает, при доставке через Россию:
● Доставка ж/д транспортом – 20 дней
● Доставка грузовиком – 10-11 дней
Как видим, по суше доставлять в 2-4 раза быстрее. И именно этот факт заставляет многих грузоотправителей выбирать сухопутную дорогу через Россию, а не корабли.
Помимо сроков, сухопутный транспорт дает еще и, например, безопасность. Проблема морского пиратства, к сожалению, еще никуда не делась. Более того, говорят, что по объему убытков экономике, современные пираты заметно опережают классических пиратов 17 века.
Причина 2. Собственная торговля
По сухопутным дорогам можно возить не только транзитные грузы, но и свои собственные. Ведь не секрет, что наш товарооборот с Европой и Китаем огромен.
А как, например, доставить груз из Китая в Новосибирск, если не по суше?
В общем, даже если бы через Россию никакого транзита не шло, хорошие дороги все равно нужны – для взаимной торговли с соседями и всем миром.
Причина 3. А так ли это дорого?
Мы по умолчанию приняли тот факт, что морской транспорт дешевле. Но вот насколько он дешевле?
Обратимся к цифрам. Доставка стандартного 40-футового контейнера (это около 70 кубов груза весом под 20-25 тонн) из Китая в Европу по морю стоит около $4300.
Для сравнения, доставка такого же объема груза самолетом выльется в $38 000, то есть почти в 9 раз дороже. Вот где экономичность морского транспорта хороша видна!
Впрочем, ж/д транспорт дает уже не такую разительную разницу. Поездом такой объем груза можно перевезти за $8000, то есть всего в 2 раза дороже корабля.
А вот цифры для грузовика и еще скромнее – в районе $6000 за один контейнер. Да, это в 1,5 раза дороже доставки морем, но зато и в 4 раза быстрее!
А если учесть, что стоимость груза в контейнере может достигать миллиона долларов и выше (например, контейнер с некоторыми лекарствами может стоить и 10 миллионов), то расходы на более дорогую доставку на каждую единицу продукции и вовсе окажутся незаметными.
Ну, согласитесь, если смартфон стоит 70 000 рублей, то не так важно, за 200 рублей его доставят, или за 300. Гораздо важнее, чтобы его доставили побыстрее, а то через 45 дней он может и морально устареть ????
Причина 4. Новые технологии
Приведенные выше цифры по стоимости и срокам доставки по суше приведены на основе традиционных, или даже скажем «старых» технологий.
Но время не стоит на месте и, например, трасса «Меридиан» (которую планируют строить от Белоруссии до Казахстана через Россию) сразу проектируется как трасса для автопоездов длиной 50 метров, управляемых автопилотом.
Таким образом, один тягач тянет сразу 3-4 контейнера. Да, он тратит больше топлива, но общая стоимость доставки все равно снижается до уровня морских перевозок и даже дешевле!
Кроме того, за счет того, что такой автопоезд является беспилотным, это позволяет ему:
1. Доставлять грузы еще дешевле (меньше расходы на персонал)
2. Доставлять грузы еще быстрее
Если водителю нужно отдыхать, есть и ходить в туалет, то автопилот может гнать фуру сутками напролет, останавливаясь только для заправки.
Таким образом, срок доставки может снизиться с 10-11 дней до 4-5. Что делает такую доставку фантастически заманчивой:
● По цене как доставка морем
● По скорости в 10 раз быстрее
При использовании беспилотных автопоездов Россия может оторвать значительную часть заказов у морского транспорта. Кораблями будут доставлять разве что уголь и газ. А все обычные товары – грузовиками.
Так что ответ на вопрос: «А стоит ли развивать транзитные пути?» – однозначный. Стоит! Ведь даже если ввести транзитную пошлину в 500$ за один автопоезд, в год это получатся десятки и сотни миллионов долларов. Эдак и дорога сама себя за несколько лет окупит.