На протяжении всего периода ускорившейся постмайданной деградации Украины российскому гражданину приходилось слышать от СМИ-иноагентов и платных информационных помоек бывших союзных республик СССР о том, что абсолютно все отрасли и подотрасли промышленности России, да и вся её экономика в целом, деградируют от санкций и запретов на поставки комплектующих. Дескать, не сможет российский гражданин обойтись без хамона, а российская промышленность ― без западных полимеров, которые Россия, если выражаться мягко, безвозвратно профукала.
Особенно сильно от «прогрессивных и демократических» небратских СМИ и СМИ-иноагентов доставалось российской авиастроительной промышленности. Очень уж хотелось их хозяевам представить дело в совсем уж плохом для России свете.
На своём YouTube-канале, который работает совсем недавно, я вскользь касался этой темы в одном из выпусков, посвящённых развитию России. А теперь я хочу более подробно и развёрнуто раскрыть эту тему.
Оговорюсь сразу, что, как и в своём видеоролике на YouTube, я буду делать акцент на развитии именно гражданского сегмента российского авиастроения, дабы разрушить устоявшийся миф о том, что якобы всеми успехами в области развития авиационной промышленности «милитаризованная донельзя Россия обязана исключительно военным заказам».
Начнём с пассажирских самолётов.
Очень много разнообразными критиками и западными агентами в сфере СМИ было навешано лапши на уши о многочисленных дефектах и недоработках нового российского среднемагистрального самолёта «Сухой Суперджет 100». Да, они были, но это так называемые детские болезни, которые преследуют абсолютно каждый самолёт в начале эксплуатационного пути.
Однако, несмотря ни на что, на данный момент российскими авиастроителями произведено уже 216 таких самолётов, а производить его начали с 2007 года, но первые четыре года, то есть до 2011 года, он строился для испытаний и в демонстрационных целях.
Против МС-21, который только что начал свой славный путь, тоже шла информационная война. Много говорилось о неспособности России серийно производить подобные самолёты, но, как мы видим на примере «Суперджет 100», это откровенное враньё. На сегодняшний день построено только семь таких машин, но, как я уже упоминал выше, путь МС-21 только начинается.
Производится в России и малый пассажирский самолёт для региональных авиаперевозок чешской разработки L-410UVP-E20, различные модификации которого долгое время поставлялись ещё социалистической Чехословакией преимущественно в СССР. А с 2018 года он полностью серийно производится в Екатеринбурге на Уральском заводе гражданской авиации. При этом на нём теперь будут стоят российские двигатели ВК-800 от ОДК-Климов.
Должен сказать, что в кооперации с чехами (поставляли до 30 процентов комплектующих) мы производим эти самолёты с 2013 года и производителем всё равно считается Россия, о чём забыла упомянуть пресловутая «Википедия», которая утверждает, что Россия эти машины производит с 2018 года. Нет, Россия максимально локализовала производство в 2018 году. А до этого производство тоже шло, и в 2013-м Россия произвела 15 подобных машин, в 2014-м ― тоже 15, в 2015-м ― 9, в 2016-м ― всего 2, в 2017-м ― 11, в 2018-м и 2019-м ― по 13 машин в год. Есть планы по наращиванию производства этих малых пассажирских самолётов до 20 машин в год.
А всего за семь лет гибридной войны, с 2014 по 2020 год включительно, Россия построила 258 гражданских самолётов. И сразу скажу, что в эту статистику я не включил Ил-96, так как считаю, что на данном этапе его производство никак нельзя считать серийным, а сам самолёт до конца гражданским, ведь этими машинами пользуется высшее руководство нашей страны и пилотируют их лётчики из специального авиаотряда. По той же причине я не стал включать в свою статистику и прекрасный во всех отношениях Бе-200, ведь эта машина относится к специализированным самолётам, а мы ведём речь только лишь о серийном производстве сугубо гражданских самолётов.
Но я хочу заострить ваше внимание ещё на одном факте: Россия в 2021 году запланировала производство 735 гражданских самолётов до 2030 года. Были подписаны соответствующие документы и выделено необходимое финансирование. Что это означает на практике? Что начиная с 2022 года будет идти планомерное наращивание до 45 машин в год, а с 2025 года ― до 100 машин в год. С таким заявлением выступил заместитель председателя правительства Российской Федерации Юрий Борисов.
А одна очень гордая демократическая, прогрессивная и европейская страна, которая воюет с Россией уже почти восемь лет, за период с 2014 по 2020 год включительно с горем пополам произвела всего один «литак».
Севернее этой уникальной жовто-блакытной страны находится ещё одна гордая маленькая «першасортная», промышленная, социальная и уже теперь атомная держава, которая самолёты не производит вообще, но её СМИ очень активно полощут «неудачи» России в авиастроении.
Теперь перейдём к гражданским вертолётам.
Каких-то отдельных достоверных сводных таблиц именно по производству гражданских вертолётов я не обнаружил, да это и не нужно. Андрей Богинский, генеральный директор холдинга «Вертолёты России», на встрече с Владимиром Путиным в Кремле 8 ноября 2021 года заявил, что за последние пять лет, имеется в виду с 2016 по 2020 год включительно, Россия произвела 865 вертолётов. А в 2014 и в 2015 годах холдинг произвёл 287 и 239 вертолётов соответственно, эта информация есть в открытом доступе. То есть всего за семь лет, с 2014 по 2020 год включительно, в России произведен 1391 вертолёт. Доля гражданской продукции на сегодняшний момент равна приблизительно 45 процентам, то есть Россия за семь лет произвела примерно 626 гражданских вертолётов.
А это, на минуточку, второй результат в мире после Соединённых Штатов Америки. И мы вторые в мире по объёму рынка, также после США. На данный момент в 100 странах эксплуатируется более восьми тысяч российских вертолётов, которые обслуживаются российскими специалистами.
Также Богинский озвучил план, который уже сейчас исполняется. За период текущего 2021 года по 2025 год Россия произведёт 1100 вертолётов, и из них уже 50 процентов, то есть 550 штук, будут гражданскими.
Переходим к аэропортам.
С 2014 по 2020 год реконструировано 16 терминалов внутренних и международных рейсов.
Также построено 20 новых терминалов в существующих аэропортах.
За период с 2021 по 2024 год планируется реконструкция 62 аэропортов и аэропортовых комплексов, а также строительство двух новых. Один из них ― это аэропорт под названием «Утренний» на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Он назван в честь месторождения «Утреннее» корпорации «Новатэк». Где же будет располагаться второй аэропорт, пока не обнародовали. Это связывают с тем, что правительство пока выбирает из нескольких проектов.
За период с 2025 по 2030 год реконструкции подлежат ещё 64 аэропорта и аэродрома, а также намечено строительство четырёх: в Омске, Сыктывкаре и на островах Парамушир и Шикотан.
А с 2031 по 2035 год в России планируют построить 53 аэродрома и аэропорта. Надо понимать, что львиную долю в этом количестве будут занимать аэродромы, а аэропортов будет менее десяти.
В завершение не могу не сказать о космической отрасли России. За период с 2014 по 2020 год включительно Россия произвела 167 космических запусков. Также она произвела успешную стыковку нового российского модуля «Наука» к МКС и начала возведение нового космодрома «Восточный» и уже производит запуски на его площадке. В данный момент идёт достройка жилья и социальной инфраструктуры для технического и научного персонала космодрома.
А в ближайшей перспективе Россия обзаведётся собственной космической станцией и совместно с китайцами построит лунную базу.
А как обстоят дела у жовто-блакытнойи «космичнойи державы»? Об этом я деликатно промолчу.
Вообще, политики и эксперты этой очень демократичной и прогрессивной страны утверждают, что Россия несёт огромные убытки от содержания Крыма и оказания регулярной помощи непризнанным республикам Донбасса и, естественно, вот-вот развалится. Дескать, о каком космосе и авиации может идти речь, когда они в туалет на улицу ходят?
Я не буду сегодня останавливаться на том упадке, который постиг их самостийную и незалэжную державу, которая с 2015 года не может выпустить ни одного самолёта, уже разучилась делать простейшие катера и поэтому радуется американскому и британскому старью, как новой игрушке, и визжит от восторга, когда приобретает турецкие беспилотники по огромной цене. Просто зафиксирую факт: авиационной и космической державой Украина не будет уже никогда.
Политики, эксперты и журналисты другой, уже «социальной», державы, которые тоже любят посмаковать в эфирах беды и несчастья России, тоже выдают желаемое за действительное. Но в плане космоса, надо отдать им должное, они не теряются: просто объявляют российских космонавтов белорусскими.
Но лимитрофникам не объяснишь, что глупо пророчить России какие-то непреодолимые трудности и прогнозировать её упадок. Ведь граждане России, испытывая объективные и беспрецедентные рукотворные трудности, навязанные и инициированные извне, общими усилиями достигли таких показателей, которые вылилась в прекрасную динамику и тенденции, что самостийникам и не снились.
Так что нечего пугать нас трудностями, пановэ. Не то чтобы мы их желали, но мы, россияне, их не особенно боимся. Смакуйте себе дальше наши реальные и выдуманные вами беды и невзгоды, нам не жалко, а мы будем двигаться дальше. Pax Russo.
Анатолий Урсида,
специально для alternatio.org