У нашей доморощенной либеральной оппозиции есть несколько священных коров. Как ни странно, одной из них является Батуми. Именно в Батуми устремляется на отдых российское оппозиционное сообщество с припасённой для государства фигой в кармане. Именно из ночного Батуми наш почётный киношный Ельцин актёр Дмитрий Назаров читал свои стихи о благолепии солнечного южного города и серости отсталой России. Стишки корявые с претензией на остроумие, а антураж выдержан в стиле «вышел покурить из ресторана». Но не в этом суть.
Батуми до сих пор остаётся точкой фиксации доморощенных либералов. Некоторое время назад даже существовала мода на батумскую недвижимость. Это был своего рода обряд инициации для наших оппозиционеров, такой же как дачка в Прибалтике. Правда, когда мишура осыпалась, они старались избавиться от этой недвижимости, но делали это тихо, келейно.
А вот автором этого благообразного конструкта в черепных коробках российской оппозиции под названием «Батуми» является не кто иной, как Михаил Саакашвили. Этот политический гастарбайтер и по совместительству военный преступник создал искусственный миф об успешности черноморского города, когда-то являвшегося советским курортом.
«Правозащитника» вам в помощь
Сейчас это прозвучит смешно, но свою карьеру Саакашвили начинал на ниве защиты прав человека. Но делал он это за границей — в Европе и США. Только в 1995 году этот бывший комсомолец вернулся в Грузию и сразу же стал депутатом парламента, развив бурную политическую деятельность. Так сказать, с корабля на бал. Совпадение, наверное…
В 2004 году при поддержке США Саакашвили стал главой Грузии. Такого витка «демократии» Грузия не видела со времён гражданской войны 1991–1993 годов. После прихода к власти Саакашвили всех своих оппонентов вполне демократично репрессировал. Лишь спустя годы появятся кадры пыток в печально известной Глданской тюрьме.
Лидер Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе, по мнению многих, имевший пророссийскую политическую ориентацию, автоматически стал врагом официального Тбилиси. К тому же Аслан не разделял идеи по либерализации экономики и стремления Саакашвили вернуть «оккупированные» территории любой ценой. Однако, когда замаячила перспектива новой гражданской войны, Аджария не выдержала. Абашидзе был вынужден бежать из страны под страхом смерти. Кстати, бежал он через российскую военную базу в Батуми. Позже Абашидзе заочно выступит в трагической роли аджарской Кассандры. Ну нет пророка в отечестве своём.
Михаил Саакашвили и Аслан Абашидзе
Как только политическая поляна была зачищена, а руки Михаила оказались свободными, он принялся пластать государство так, что это аукается стране до сих пор. Для начала Саакашвили уволил свыше 70 тысяч сотрудников МВД и сократил чиновничий аппарат в разы, чтобы окончательно вытоптать даже намёк на противодействие его политико-экономическому курсу. А для проведения своих легендарных реформ Михаил инициировал очередную волну приватизации.
С молотка уходило всё, что можно было продать: предприятия, государственная недвижимость и сами недра Грузии. Продавали целые озёра. Так, показательна история с продажей озера Лиси и всей прилегающей к нему территории. На грузинский рынок начали лезть все кому не лень, кроме русских, которых Саакашвили не переносил на каком-то животном уровне.
Параллельно с этим была начата битва за инвестиции. Для привлечения «инвесторов» Саакашвили пошёл на беспрецедентные шаги. Власти ликвидировали санэпидемстанцию и пожарную инспекцию, были кардинально «пересмотрены» строительные нормы и правила, отменена ставка минимальной оплаты труда и снижены налоги на ведение бизнеса. Апофеозом этих «реформ» стало упрощение процедуры увольнения работников. Государство фактически отреклось от своих контролирующих функций и оставило население один на один с работодателем.
Надо признать, что своих целей Саакашвили добился. В Грузию повалили дельцы всех мастей. Ну как тут не приехать, если под боком открылся такой рынок крепостных? Однако дальние горные сёла, на удивление, предпринимателей не интересовали. В первую очередь свой взгляд «инвесторы» нацелили на ключевые потенциально прибыльные объекты. Одним из главных этих объектов стал Батуми. Именно Батуми, последний город, оказавший сопротивление режиму, ощутил на себе все прелести реформ Михаила.
Открытка для Саакашвили
Вышеупомянутый Аслан Абашидзе, который, в отличие от многих других грузинских «князей», в самом деле был представителем древнего княжеского рода, как-то раз заявил:
«Если я продам туркам хотя бы метр аджарской земли, то моментально рискую потерять всю Аджарию».
Собственно говоря, именно эта его позиция и отчаянное сопротивление реформам Саакашвили подвели окончательную черту под его политической деятельностью. Абашидзе просто хорошо знал историю родного Батуми, который с XVI по вторую половину XIX века провёл под турецким владычеством, едва не потеряв собственную самость.
Михаил Саакашвили и Реджеп Эрдоган
Но Саакашвили такие мелочи не интересовали. Михаилу нужны были «инвестиции» и международные овации демократических стран. И бывший советский курорт с выгодным географическим расположением и к тому же продолжавший привлекать туристов ностальгией по Союзу начал превращаться в рекламную открытку усилий неутомимого Михаила.
И в Батуми хлынули деньги, турецкие деньги. Ввысь взмыли небоскрёбы, зачадили кухнями многочисленные рестораны, двери открыли сотни отелей и ночных клубов. Но принадлежит это отнюдь не маркизу Карабасу. Начиная с гостиницы Sheraton, заканчивая Батумским аэропортом, практически везде есть турецкие «инвестиции» или же объекты вовсе принадлежат туркам. Даже новая автотранспортная инфраструктура построена либо с турецким финансовым участием, либо напрямую турецкими компаниями, как и вышеупомянутой аэропорт, возведённый турецкой фирмой TAV.
Самый высокий в Грузии гостинично-жилой комплекс Porta Batumi Tower, который заодно является визитной карточкой современного Батуми, также был построен турками из крупной строительной компании System Construction. В портфеле System Construction не только небоскрёбы, но и, к примеру, Батумский международный госпиталь. В нём сейчас проходят обучение в том числе и турецкие студенты.
Porta Batumi Tower на переднем плане
Отдельного упоминания стоит игорный бизнес. Данная область развлечений была запрещена в Турции ещё в 90-е, а вот Грузия Саакашвили на это смотрела куда более «демократично». Поэтому почти весь игорный бизнес в Батуми является турецким.
Батумская предпринимательская вольница аккумулировала вокруг себя не только легальный бизнес Анкары и Стамбула. Так, под видом скромных отелей появилось множество домов терпимости. Хозяевами и основными клиентами этих заведений тоже чаще всего оказываются турки. Эта проблема обрела такие масштабы, что лидер партии «Картули даси» депутат Джонди Багатурия с трибуны парламента не постеснялся заявить:
«Что вы считаете турецкими инвестициями? Импорт проституток из Средней Азии ― это инвестиция? Правительство упало так низко, что занято деланием денег на проституции. На популярном языке это называется сутенерством».
Но свою открытку Саакашвили приобрёл. Цена его совсем не интересовала, а потому любой турецкий «бизнесмен» получал карт-бланш на ведение деятельности в каком угодно направлении. Реформированное Михаилом МВД смотрело на это сквозь пальцы. Даже получение грузинского гражданства для турок было чистой формальностью. По словам экс-депутата парламента Грузии Дмитрия Лорткипанидзе, в октябре 2012 года выяснилось, что только за один месяц Саакашвили выдал гражданство 2 233 гражданам Турции.
Столица Аджарии или пригород Анкары?
С печалью вспоминает Батуми экс-депутат парламента Грузии и постпред Аджарии в Тбилиси Гамлет Чипашвили, очень жёстко констатируя:
«Турция фактически уже отобрала у нас Аджарию».
Это отнюдь не преувеличение. Ведь турки не просто владеют батумским бизнесом на правах бенефициара. Отныне они представляют собой весомую группу местных жителей. Низкие налоги, дешёвая грузинская рабсила и привилегированное положение — всё это создаёт идеальные условия для турецкой экспансии.
Это не Анталия, это теперь Батуми
Турецкие бизнесмены приезжают не только сами, но и предпочитают импортировать собственных сотрудников-турок. Коренные жители Батуми довольствуются ролью низшего обслуживающего персонала — официантов, домработниц или разнорабочих. Доходит до уничижительных моментов. Так, батумцам всё чаще приходится учить турецкий язык, чтобы получить работу. Это немудрено, стоит только прогуляться по улицам города. Какие говорящие названия одних лишь ресторанов: Al khaleej restaurant, Istanbul, Mevlana El Madine, Arhavi Halal, Liman, Karabak, Millennium Arabic, Kerimin Yeri, Izmir и т. д.
Почти в каждой новостройке проживает хотя бы одна турецкая семья. К тому же стоит понимать важный нюанс. Неоосманизм, культивируемый Реджепом Эрдоганом, трактует территорию Аджарии как исконные турецкие земли, отобранные несносными русскими. И, как сотни лет назад, в качестве средства экспансии турки используют не только бизнес, но и религию.
Вот как эту катастрофическую тенденцию описывает вышеуказанный экс-депутат Гамлет Чипашвили:
«В Аджарии давно функционируют десятки различных мусульманских организаций, которые прямо финансируются правительством Турции… Представители этих организаций сотнями забирают из Аджарии для учебы в турецких медресе девушек и юношей. Затем они возвращаются на родину — и начинают активно пропагандировать ислам. По сути, все это одна из составляющих стратегии “восстановления Османской империи”».
Данное положение дел вполне закономерно и ожидаемо. Ещё в 90-х будущий президент Эрдоган на одном из митингов прочитал знаковые для современной Турции стихи:
«Мечети ― наши казармы, купола ― наши шлемы, минареты ― наши штыки».
Сейчас мусульманская община 170-тысячного Батуми требует открытия новых мечетей, т. к. главная мечеть города «Орта Джаме» уже не вмещает всех верующих. Однако, не дожидаясь официального разрешения на строительство, уже несколько лет подряд мусульманские активисты организуют «свободные» молельные дома на выкупленной ими земле.
У вас фасад облез
По сути, за цветастый антураж и ухоженный фасад Батуми сейчас расплачивается полноценной турецкой экспансией. Но трагикомизм ситуации заключается в том, что невыносимо высокая цена заплачена за более чем специфический, если не сказать второсортный продукт.
Попытка выковать из Батуми черноморский Сингапур по факту убила город. Строительный бум обернулся точечной и абсолютно хаотичной застройкой любого свободного квадратного метра. Каждая строительная компания возводила многоэтажные монстры на свой манер, дабы максимально выделиться из ряда других зданий. К примеру, хай-тек соседствует с органическим стилем. При этом позволить себе приобрести жилплощадь в этих архитектурных шедеврах рядовые граждане Грузии просто не могут.
Старый Батуми уже не тот
В Батуми коренные жители регулярно проводят демонстрации с требованием прекратить это архитектурное безумие. Сейчас батумцы бьются против решения властей отдать под застройку территорию старого Батумского бульвара. Но эту битву они, скорее всего, проиграют. Агентство охраны культурного наследия Аджарии уже выдало разрешение на возведение отеля «Амбассадор Батуми». Как говорится, поздно пить боржоми, когда почки отвалились.
Старый же фонд, в котором и ютятся бывшие хозяева города, никто ни расселять, ни ремонтировать не собирается. Но старый фонд хотя бы существует и продолжает с грехом пополам держаться на честном слове советских строителей. А вот район под ироничным названием «Город мечты» и вовсе представляет собой самые настоящие южноамериканские фавелы, из которых того и гляди выскочит какой-нибудь Пабло Эскобар или Карлос Ледер.
«Город мечты» появился почти десять лет назад, когда жители горной части Аджарии бежали в столицу от ряда стихийных бедствий и неурожая. Забавно, что в качестве нового дома беженцам неофициально предоставили территорию бывшей российской военной базы. А так как инфраструктуру базы с 2007 года никто не поддерживал в должном порядке, беженцы оказались в каменном веке.
«Город мечты»
Водопровода и канализации в «Городе мечты» не было, электричества и отопления также не было. По сути, и дороги в этом районе отсутствовали как класс. Всё это не помешало населению за считанные годы увеличиться до 1500 семей, только по официальным данным. Но т. к. никто переписью этой болезненной проблемы заниматься не хотел, то местные жители и журналисты полагают, что истинное население «города» гораздо больше.
Конечно, этот электорат не остался бесхозным. В район устремились многочисленные эмиссары ныне правящей партии «Грузинская мечта», обещая решить проблемы жителей в случае избрания. Беженцы проголосовали, партия взяла власть, а в имени района теперь заблестела ещё и политическая ирония, т. к. «город» продолжил влачить своё жалкое существование. У богатого и успешного Батуми просто «не было средств».
В 2020 году власти снова пообещали всем беженцам новое жильё. Спустя год у Дома правительства Аджарии в Батуми собрались сотни агрессивных граждан с требованиями предъявить обещанное или хотя бы выделить какие-нибудь средства для решения своего жилищного вопроса. Председателя правительства Торнике Рижвадзе очень вовремя не оказалось на рабочем месте, поэтому сотрудники вручили беженцам ещё одну порцию обещаний и заставили разойтись по родным хибарам.
Дороги «Города мечты»
Напишет ли об этом стихи гражданин Назаров? Конечно нет. Более того, Назаров даже никогда не попадёт в «Город мечты». И не потому, что местные бизнесмены и в горячечном бреду не предложат богатому туристу посетить гетто. Во-первых, элитные авто, на которых предпочитает путешествовать угнетённая властью творческая интеллигенция, просто физически не проедут в «Город мечты». А, во-вторых, в «Городе мечты» нет улиц, как нет и детских садов, больниц, школ и ресторанов. Правда, некоторое время работала бесплатная столовая, но вряд ли она заинтересует Назарова.
Пойдите вон, вас тут не стояло
В 2012 году, буквально под конец правления реформатора Саакашвили, разгорелся бурный скандал. К всеобщему удивлению, обнаружилось, что в турецких учебниках по истории для старших классов Батуми уже давно обозначен как территория Турции. МИД Грузии, конечно, немного пошумел на внутреннем контуре, а после скандал замяли. Не ломать же столь «успешные» грузино-турецкие отношения из-за таких пустяков?
Доктор политических наук Александр Чачия несколько лет назад заявил, словно ставя диагноз реформам Саакашвили в Батуми и самой Аджарии:
«Во всей Аджарии никогда не жило столько турок — даже когда она входила в состав Османской империи».
Вывод неутешительный. Турки, которые по максимуму использовали «либерализацию» грузинской экономики, строили батумские небоскрёбы, больницы, аэропорты и дороги не для Грузии и её населения. Они возводили всё это для себя любимых. Местным же отведена роль кавказских дублёров Прибалтики и Украины, т. е. роль пушечного мяса в борьбе с Россией. Но и это временно, пока не прозвучит сакраментальное:
«А скрипач не нужен, родной. Он только лишнее топливо жрёт».
Тбилисские и батумские элиты являются не только прозападными, но и протурецкими. А многие из политических деятелей Грузии и не задумываются о сохранении самобытности вроде бы своего народа. И с чего бы? Саакашвили создан американцами. Его преемник Георгий Маргвелашвили, хоть и родился в Тбилиси, путёвку в жизнь получил в Центрально-Европейском университете Джорджа Сороса. Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили на свет появилась в Париже, а первые шаги в политике сделала в МИД Франции.
Старый Батуми? Забудьте. Он остался на открытках и в ностальгических воспоминаниях. Сейчас это плацдарм для дальнейшей турецкой оккупации Грузии.
Сергей Монастырёв,
специально для alternatio.org