Это был грандиознейший план Гитлера. Скоростные магистрали с огромными двухэтажными вагонами, перемещавшихся со скоростью до 250 км/ч. Таких магистралей Европа не знала, нет их и сейчас.
Проблема доставки награбленного
План нападения на СССР «Барбаросса» имел экономический подраздел – план «Ольденбург», регламентирующий порядок эксплуатации захваченных территорий СССР. Ответственным за претворение плана в жизнь был назначен Геринг. (Мы привыкли видеть в нем шефа лювтваффе, но «наци № 2» занимался и политикой, и экономикой и даже концентрационными лагерями – ему было что предъявить на Нюрнбергском процессе.)
В отличие от своего фюрера, говорившего об «освоении восточных территорий», Геринг выражался конкретно: «На Востоке я намерен грабить и грабить эффективно». Продовольствие и нефть, железные руды и уголь, золото и музейные ценности – все это подлежало вывозу в Германию.
Планируемые объемы грабежа были столь огромны, что гитлеровцы засомневались, сможет ли существующая железная дорога удовлетворить их ненасытные аппетиты. Вот тогда и родилась идея создания железной дороги повышенной пропускной способности.
Проект «Breitspurbahn»
Идея принадлежала рейхсминистру вооружения Тодту. В сентябре 1941 года он высказал мысль о целесообразности строительства железной дороги с широкой колеей. Привычная европейская колея имеет 1.453см, но если проложить железную дорогу с широкой колеей (2-3 метра) - по ней можно будет гнать составы с вагонами повышенной грузоподъемности до 100 тонн вместо общепринятых 60-70.
Тодт планировал создать ветку Украина-Берлин, но Гитлер увидел в идее рейхсминистра более широкие перспективы. В его воображении ветка выросла в межконтинентальную сеть, не имеющую аналогов в мире, демонстрирующую всему миру мощь национал-социализма.
Проект получил название «Breitspurbahn» (ширококолейная железная дорога), руководителем проекта был назначен доктор технических наук Гюнтер Винс.
Рейхсбан Тысячелетнего рейха
В своих планах Гитлер видел «Breitspurbahn» как сеть, связывающую все более-менее значимые части рейха и стран-сателлитов. Железнодорожные ветки должны были тянуться в Архангельск и Ленинград, Москву и Стамбул, Сталинград и Рим, Бухарест и на Урал. В перспективе магистраль предполагалось протянуть до Японии, Индии, Китая, Чукотки и Малайзии.
По колее шириной 3 метра должны были идти со скоростью 100км/ч. грузовые составы длинной до 1200 метров товарной массой от 10.000 до 30.000 тонн. Пассажирские поезда должны были просто «летать», чтобы попасть в любую точку рейха в течение суток. (Впоследствии под давлением инженеров Гитлер скрепя зубами, согласился снизить скорость скоростных поездов с 400 до 250км/ч.)
Естественно, для таких дорог нужны были и особые вагоны и особые локомотивы.
По рейхсбану должны были катиться двухэтажные вагоны шириной до 6 и высотой до 7 метров. Каждый пассажирский состав представлял собой город на колесах, рассчитанный на перевозку 2-3 тысяч пассажиров.
Здесь было все: кинотеатр на 196 мест, библиотека, читальный зал на 190 мест, ресторан, парикмахерская, баня, душевые кабины и прогулочные палубы для обзора местности, вагоны для багажа и личных автомобилей.
Банный вагон
Нижний этаж: парикмахерские, 20 душевых, 4 ванные комнаты,2 помещения для стирки, 4 туалета, техническое отделение.
Верхний этаж: 2 зала по 120 мест, кухня, кондитерская, 2 комнаты для персонала, кладовая, 3 туалета.
Проект «Breitspurbahn» во плоти
Специалисты DR (Deutsche Reichsbahn) осторожно старались донести до фюрера весь масштаб трудностей реализации данного проекта: «Breitspurbahn» предполагал строительные работы огромных масштабов: прокладку новых железнодорожных путей, возведение новых мостов, способных выдержать спецпоезда, прокладку и расширение имеющихся тоннелей, строительство новых вокзалов. Но Гитлером отмел их возражения: «Немецкому гению подвластно все!» - отдал приказ, инженеры и конструкторы взялись за работу.
Были подготовлены 10 томов технической документации. В 1942 году построили экспериментальный участок ширококолейной магистрали, были изготовлены макеты и отдельные элементы вагонов и локомотивов.
Работы велись до 1945 года. По территории Германии уже катились советские танки, а в Берлине все еще рисовали эскизы гигантских вокзалов под стать гигантским поездам и Гюнтер Винс докладывал фюреру, что основные работы по прокладке ширококолейной магистрали он предполагает закончить к 1950 году.
Но русский солдат в ватнике поставил на проекте большой жирный крест.