Крупнейшие пенсионные фонды Нидерландов хотели бы увеличить пенсии, но пока не могут этого сделать.
Их финансовое положение в конце прошлого года все еще было слишком скудным для этого.
Фонды поделились этим болезненным сообщением в своих ежеквартальных отчетах. "В то время, когда продукты питания становятся все более дорогими, а цены на энергоносители быстро растут, это тяжело воспринимается", - сказала Джоанна Келлерманн, председатель правления фонда помощи PFZW.
Политика использования Коэффициента финансирования (показатель, по которому фонды решают, можно ли увеличить пенсии) остался на уровне 99,7% в PFZW. Это означает, что у фонда есть чуть меньше одного евро наличными на каждый евро будущих пенсионных обязательств. Согласно правилам, этого слишком мало. "Поэтому мы надеемся на дальнейшее быстрое восстановление, которое вернет частичную индексацию пенсий в картину."
Фонд государственных служащих ABP набрал немного больше баллов - 102,8 процента, но пришел к тому же выводу, что не может позволить проиндексировать пенсии бывших госслужащих. ABP надеется, что в ближайшее время правила будут несколько смягчены.
Если ситуация в финансовом плане будет благоприятной, то вскоре может появиться возможность увеличения пенсий. "С 1 июля этого года минимальный Коэффициент финансирования, который нам разрешено увеличивать, скорее всего, снизится со 110 процентов до 105 процентов", - пояснил председатель исполнительного совета Хармен ван Вейнен. "Как только нам разрешат повысить пенсии, мы намерены это сделать. Мы изучаем, с какой даты мы сможем реализовать это, если коэффициент финансирования политики превысит 105 процентов в течение этого года ".
"Металлический" фонд PME заявил, что хорошо понимает разочарование пенсионеров (и это дороже любой пенсии). Коэффициент финансирования там в настоящее время составляет 103,2 процента. Другой крупный фонд металлов, PMT, немного ниже этого показателя и составляет почти 100,8 процента. "Мы не хотим быть слишком оптимистичными в отношении индексации в ближайшее время, но при неизменных процентных ставках и доходности скоро мы снова сможем начать индексацию, ведь наши клиенты остро нуждаются в этом", - сказал Джос Брокен, председатель PMT employee, NOS.
Все крупные фонды замечают, что их финансовое положение улучшается. В прошлом квартале у них был хороший бизнес с инвестициями. Фонды также выиграли от повышения процентных ставок на финансовых рынках. "Для многих 2021 год был трудным годом из-за пандемии коронавируса. Но это был хороший год для финансового положения ABP", - сказал Ван Вейнен NOS. Таким образом, опасения по поводу возможного сокращения пенсий, которых ранее опасались, исчезли.
Из более крупных фондов только bpfBOUW находится в хорошей форме в течение более длительного периода. Коэффициент финансирования его политики в настоящее время вырос до более чем 119,3 процента. bpfBOUW также несколько увеличил пенсии в этом году. Однако это была лишь частичная индексация, в результате чего пенсии выросли меньше, чем резко ускорившаяся инфляция. BOUW - строительство, которое из-за пандемии и цен на энергию развивается рекордными темпами: изоляция жилья, которое в стране в среднем неновое, необходима при таком росте энергии, и строительные компании завалены заказами дъуже до следующей осени.
Цены на изоляцию: замена 8 узких высоких окон, 9 метров длины стекляных дверей и 3 метра длины окна плют 3 метра двери внутри дома стоит 40,000 евро.При этом разница между 2 и 3 стеклами на все это - 1340 евро. Алюминиевые рамы соседи получат тоюе из Бельгии, но польского производства. Установка стеклянной двери внутри дома - 2300 евро. Поэтому пенсионные строительные фонды пока в порядке.
Жилья требуется все больше в связи с ростом населения, причем это больше население неквалифицированное, которому нужно более дешевое жилье.
Но все не так просто.
Крупные инвесторы, часто американские, скупили в Нидерландах домов на сумму более 15 миллиардов евро в период с 2013 по 2021 год, согласно исследованию роли инвесторов на европейском рынке жилья, проведенному по заказу Зеленых в Европейском парламенте.
Эти пенсионные фонды и страховщики покупают дома, от которых они ожидают хорошей отдачи. Зеленые обвиняют их в стремительном росте цен на жилье и арендной платы в свободном секторе, сообщает Het Parool.
По данным исследователей, инвесторы (те, кто дивет в доме не сам, а сдает его в аренду) владеют недвижимостью в Европе на 1,8 триллиона евро.
Американские инвестиционные компании и пенсионные фонды купили европейские дома на сумму 579 миллиардов евро.
Американская фирма Blackstone, которая также владеет многими домами в Нидерландах, в настоящее время является одним из крупнейших арендодателей в Европе с 117 000 домов. Для сравнения, это в два раза больше домов в Дордрехте.
Институциональные инвесторы, в основном покупают жилье в крупных городах. За последние десять лет инвесторы купили домов на сумму 5,7 миллиарда евро в Амстердаме, 4,1 миллиарда евро в Роттердаме, 2,4 миллиарда евро в Гааге, 1,1 миллиарда евро в Эйндховене и 960 миллионов евро в Утрехте.
Но в Нидерландах они также нацелены на дома в небольших муниципалитетах, покупая дома общей стоимостью 659 миллионов евро в Амерсфорте, 103 миллиона евро в Ден Бош и 6 миллионов евро в Тилбурге.
"Они играют в Монополию с нашими домами, и они только начинают. Дома рассматриваются как инвестиционный объект для получения прибыли, а не как жилье", - сказал депутат Европарламента от GroenLinks Ким ван Спаррентак. "Самое шокирующее - это то, как невероятно быстро инвесторов становятся все больше и больше и как они захватывают весь рынок жилья. Это только начало. Идет дождь объявлений о новых инвестициях на рынке жилья. Это тревожный сигнал для нас; нам, действительно, нужно что-то сделать, чтобы остановить это", - сказал Ван Спаррентак. "Люди покупают, чтобы получить как можно больше прибыли, в то время как тысячи людей боятся, что они не смогут позволить себе арендную плату. Становится все меньше и меньше социальных арендуемых домов, ПОТОМУ ЧТО МЫ ПРИШЛИ К ОБЩЕМУ УБЕЖДЕНИЮ, ЧТО РЫНОК РЕШАЕТ ВСЕ. Жилье - это основополагающее право, и мы должны его обеспечить".
Но пока не видно выхода из ситуации, ведь все больое мигрантов приезжает в Нидерланды, а ковид дал прирост рождений детей.
В декабре цены на жилье в Нидерландах выросли наиболее значительно за последние 40 лет, как и инфляция в целом.
Цены подскочили более чем на пятую часть - по крайней мере, самый сильный рост с тех пор, как Статистическое управление Нидерландов (CBS) начало отслеживать эти цифры в 1995 году.
Это сложно сравнить с более старыми данными, но, по словам экономиста CBS Питера Хайна ван Маллингена, в последний раз дома становились намного дороже в конце 1970-х годов.
Существующие дома, занятые владельцами, были проданы в среднем за 400 000 евро в декабре 2021. Это на 20,4 процента больше, чем годом ранее, и является рекордом, основанным на текущей серии данных.
Для сравнения, которое идет глубже 1995 года, нужно брать только квартальные данные. В последний раз цены росли более чем на 20,4 процента за квартал в 1977 году. Цены на жилье резко выросли в 1970-х годах, потому что правительство пыталось стимулировать домовладение.
По мнению экспертов, нынешнее безумие на рынке жилья также связано с легким финансированием. Процентные ставки по ипотечным кредитам долгое время были очень низкими (уже 1,26-1,22%). Кроме того, покупатели жилья по-прежнему пользуются налоговыми льготами, такими как вычет процентов по ипотеке. Тот факт, что предложение домов на продажу значительно сократилось, также играет важную роль. В результате искатели жилья соревнуются друг с другом, и найти другой дом становится все труднее.
Это также видно из данных о количестве переселений, согласно Статистическому управлению Нидерландов. В декабре только 20 559 домов перешли из рук в руки - почти на 22 процента меньше, чем в том же месяце 2020 года.
Ван Маллиген считает, что цены на жилье вскоре могут вырасти еще быстрее. Ассоциация риэлторов NVM недавно опубликовала новые квартальные данные, которые показали рост цен на 20,7 процента. Эти цифры основаны на моменте подписания договора купли-продажи дома. Статистическое управление Нидерландов обрабатывает сделки только после того, как нотариусы зарегистрируют их в Земельном реестре. Это всегда происходит немного позже. Ван Маллиген также отметил, что брокеры NVM контролируют большую часть, но не весь рынок жилья, поэтому реальная инфляция может быть и больше.
Кроме жадных инвесторов и делающих иметь дачу, в жилищном кризисе в Нидерландах виноваты и старики
Основной причиной жилищного кризиса в Нидерландах является ограниченная доступность небольших домов, в которые пожилые люди могут переехать, когда у них меньше потребности в большей жилой площади, сообщает NOS.
Более просторные дома стали бы доступными для молодых семей, если бы пожилым людям, чьи дети переехали, было легче затем перейти в более привлекательное жилье меньшего размера. Пожилые люди, переезжающие из дома на одну семью в квартиру, занимаемую владельцем, предназначенную для пожилых людей, могут запустить цепную реакцию, которая откроет рынок жилья, заявил муниципалитет Цвейндрехта.
Это просто бесценное заявление: заставить пенсионеров, всю жизнь плативших ипотеку на собственный дом, продать его и переехать в дом поменьше, чтобы в их собственный въехали более молодые жители с низким доходом!
Около четверти муниципалитетов заявили, что жилищные корпорации располагают слишком малым капиталом для строительства и не могут построить столько жилья, сколько требуется. Четвертый также заявил, что в их муниципалитете недостаточно земли для развития жилищных проектов (Нидерланды размером с Московскую облась). Около 20 процентов указали, что, по их мнению, политика национального правительства не соответствует ситуации, 16 процентов возлагают вину на богатых покупателей, повышающих цены продажи, а 16 процентов также заявили, что частично виноваты низкие проценты по ипотечным кредитам. Капитализм в целом и рыночную экономику муниципалитеты не винят.