84 года назад, 31 марта 1940 года, на Харьковском паравозостроительном заводе началось серийное производство танка Т-34.
Когда, открывая марш воен ной техники на Параде Победы, из-за Исторического музея вдоль стен Кремля
к Собору Василия Блаженного и памятнику Минину и Пожарскому горделиво проплывает клин красавцев-«тридцатьчетвёрок»
и только вслед за ним на Красную площадь почтительно выглядывают «Тополя» и «Искандеры», «Курганцы» и «Арматы», –
в этом порядке нет никакого надуманного «символизма».
В этом есть справедливость, логика, единство, преемственность и навечность нашей истории и нашей культуры.
Да, именно культуры.
Культура ведь – это опыт познания, совершенствования и свершений многих поколений. Культура – это то, как мы себя мыслим здесь и сейчас в сравнении с этим опытом. Культура – это те образцы, с которыми мы себя сравниваем.
Идеалы и дух своей культуры каждый народ выражает в том числе и материально – мы называем это произведениями искусства, культурным наследием и культурным достоянием. Культурные ценности, рождённые гением и людьми великой эпохи, остаются образцом эстетики и содержания.
Бывает, что идеал и дух национальной культуры становится достоянием и образцом для всего человечества – даже независимо от того, что человечество по этому поводу считает.
Идеал нашей культуры, вершина нашего тысячелетнего опыта, его сумма и производная – это Победа.
Ради этой Победы Бог расстарался и ниспослал на Землю миллионы и миллионы своих лучших созданий – бойцов и маршалов, медсестёр и учителей, конструкторов и токарей…
Эти люди в свою очередь тоже расстарались и сделали главное орудие своей победы – Т-34. Безупречное по замыслу и исполнению, по эстетике и инженерии, по форме и содержанию произведение великой культуры.
В этом шедевре – дух и культурный подвиг народов, испокон веку живущих на нашей – на своей! – земле.
Бесшабашность и неприхотливость русского первопроходца.
Упрямство и основательность украинского крестьянина.
Бездонная глубина кавказского многоголосия.
Стремительность всадника азиатских степей.
Невозмутимость и надёжность северного морехода.
Плавная устремлённость православных куполов.
Простор и всеприимчивость души, рождённой нашей землёй.
Торжество отмщения и мгновенное снисхождение к поверженному.
Строго говоря, «тридцатьчетвёрка» и сегодня не перестала быть грозным оружием – хотя в XXI веке есть оружие и повнушительнее.
Но Парад Победы «тридцатьчетвёрка» открывает не в качестве оружия.
«Тридцатьчетвёрка» 79 лет назад, сегодня и тысячелетия спустя – наше историческое достояние, художественный и содержательный образец материального творчества, который связывает нашу культуру в единое и величественное целое.
С этим образцом мы обречены сравнивать и «Армату», и самих себя.
…Когда в художественных произведениях будущего мы вдруг увидим знакомый стремительный и торжествующий силуэт
у Чудского озера или с десантом смоленских стрельцов на броне, на багратионовых флешах или в пейзажах первых марсианских городов, –
мы простим творческим личностям столь вольное обращение с историческими фактами.
Потому что это историческая правда.
Автор: Андрей Сорокин